Греф замораживает бензинПравительство недовольно тем, что рост цен на бензин повысил инфляцию. Не исключено, что чиновники прибегнут к уже опробованному методу – замораживанию цен на нефтепродукты. Эксперты считают, что подобные действия властей продиктованы исключительно популизмом. Российские чиновники в очередной раз выразили свое недовольство нефтяными компаниями. Как заявил глава МЭРТ Герман Греф, правительство планирует побеседовать с представителями нефтяной промышленности на тему очередного роста цен на бензин. По данным чиновников, стоимость нефтепродуктов по итогам января–августа составила 9,3% против 9% скорректированного прогноза по инфляции. Как подсчитали специалисты ИЦ «Кортес», отрыв от инфляционного показателя еще выше: средний рост цен на бензин (Аи-80, Аи-92 и Аи-95) по России на январь–август этого года составил 10,2%. Пока речь идет исключительно о консультационных встречах. «Думаю, что будем проводить консультации с нефтяными компаниями. Дальше расти некуда», – говорит Герман Греф. По его словам, у правительства «нет рычагов прямого действия» на нефтяные компании. Единственное, что остается, это «апеллировать к ранее достигнутым договоренностям», подчеркнул министр: в прошлом году правительство договорилось с нефтяными компаниями о том, что цены на нефтепродукты в 2006 году не превысят уровень инфляции. Однако высока вероятность того, что правительство захочет повторить опыт осени прошлого года. Тогда чиновники заморозили цены на топливо. Но если в прошлом году нефтепродукты дорожали вслед за нефтью, то в этом году ситуация изменилась. Нефтеперерабатывающие заводы встали на ремонт не в мае, а в июне, что привело в июле–августе к возникновению нехватки нефтепродуктов. Позже ситуация усугубилась: экспорт высокого октана в два раза превысил экспорт низкого, вдобавок более позднее, по сравнению с нефтью, введение таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов скорректировало планы компаний, которые предпочли реализовать нефтепродукты за рубеж. В итоге, как отмечает Людмила Лурье из «Кортеса», сложился дефицит высокого октана, предназначенного для свободного рынка. «В сентябре почти на всех нефтеперерабатывающих заводах ощущается недостаток высокооктановых бензинов, реализуемых для свободного рынка. Те трейдеры, кто успел, законтрактовали объемы в августе, кто не успел – остался без объемов», – сообщила эксперт. Однако ситуация касается только оптового бензина марки Аи-95 и Аи-98, топливо марок Аи-80 и Аи-92 присутствует. Что касается розничной продажи, то здесь дефицита пока нет. Сентябрь – последний месяц, когда ожидается серьезный рост цен на бензин. Эксперты предполагают, что в октябре цены на нефтепродукты стабилизируются. «В московском регионе это уже происходит, – говорит исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. – К тому же на сегодняшний день нефтяные компании предпочитают внутренний рынок из-за очень высоких таможенных пошлин». Более того, есть предпосылки для снижения в октябре стоимости топлива. По словам Людмилы Лурье, если динамика снижения мировых цен на нефть, начавшаяся в конце августа, продолжится в сентябре, то в перспективе можно ожидать снижения цен на оптовые загрузки нефти. «Следует учитывать и другие факторы. К примеру, с 1 октября экспортные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты будут введены в один срок, причем они будут очень высокими, также осенью, как правило, происходит сезонное снижение спроса на топливо», – добавляет Лурье. Аналитики уверены, что мораторий может быть введен правительством исключительно из популистских мотивов. «Замораживать цены имело смысл тогда, когда они начали рост, то есть примерно в середине июня. А что можно сделать сейчас? Повторить прошлогодний эксперимент? Нет смысла в этом. Если ввести мораторий в октябре, это будет исключительно пиар-ход», – заключает Григорий Сергиенко. //Михаил Краснов Газета.RU |