08.09.2006

«Маяк» увлекся интернетом. Старейшая радиостанция в России «Маяк» поменяла директора



Сергея Курохтина сменит бывший директор интернет-вещания Радик Батыршин. Скорее всего, станция пытается таким образом «омолодить» свою аудиторию.

Государственная радиовещательная компания «Маяк» – старейшая государственная информационно-музыкальная радиостанция России. Ее статус был определен в 1964 году, когда руководство Советского Союза приняло решение о создании принципиально нового для того времени круглосуточного типа вещания, распространяемого по эфирным, наземным и проводным видам связи одновременно на всю территорию страны. Первые позывные радиостанции «Маяк» на мотив популярной песни Соловьева–Седого «Подмосковные вечера» послышались в эфире ровно в полночь на 1 августа 1964 года.

Рокировку в топ-менеджменте «Маяка» на ВГТРК объясняют только тем, что периодически руководство большой станции должно меняться, чтобы появлялась «новая кровь». На место Сергея Курохтина назначен бывший директор интернет-вещания Радик Батыршин. При этом в компании официально заявляют, что никакого недовольства работой Курохтина у ВГТРК нет, его перевели на другую работу в рамках корпорации. Однако как таковой новой должности у него пока нет – пресс-служба ВГТРК говорит, что он «продолжит работать в корпорации и займется радийными проектами».

Уход Курохтина с поста директора «Маяка» очень порадовал главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова. «Курохтин – суперпрофессионал, – сказал он «Газете.ру». – Он очень сильный информационщик, собрал блестящий коллектив молодых журналистов, которому я могу позавидовать. С точки зрения новостной составляющей при Курохтине «Маяк» стал для нас серьезным конкурентом». Венедиктов признался, что уход Курохтина для него как для главы конкурирующей информационной станции – хорошая новость. При этом он готов «подраться с новым конкурентом». «Но нужно понимать, что новый человек приходит из интернет-вещания, а интернет-новости – это другой способ доставки информации», – предостерегает Алексей Венедиктов коллег с «Маяка». На радиостанции «Сити-ФМ», которая с февраля также пытается занять свою нишу в информационном эфире, отставку гендиректора «Маяка» комментировать отказались. Предпочли промолчать и в «Русской службе новостей».

Сейчас пока неясно, как изменится политика станции после смены ее директора. Вполне возможно, что причина назначения Батыршина кроется именно в том, что он, руководя интернет-вещанием, вынужден был работать на более современную и «продвинутую» аудиторию. Вполне возможно, таким образом «Маяк» хочет омолодить состав своих слушателей.

Пока, правда, «Маяк» занимает лидирующие места на рынке. Конкурентоспособность государственных радиостанций, конечно, во многом объясняется не столько контентом, сколько всеохватностью аудитории – так называемые «радиоточки» есть практически в каждом доме. Государственные станции выполняют информационную функцию во время стихийных бедствиях, войнах и прочих экстремальных ситуациях. Поэтому их охват имеет стратегическое значение для безопасности страны. По данным Федеральной службы государственной статистики, 95% населения России охвачены государственным радиовещанием. «Радио России» могут принимать 94,9% россиян, «Маяк» – 89,8%, «Юность» – 36,5%. При этом охват населения коммерческим радиовещанием составляет 62,6%.

Возможно, именно общедоступность государственных вещателей, в том числе и «Маяка», объясняет тот факт, что в информационном вещании лидирует «Радио России», а суточный охват «Маяка» составляет около 6,1 млн. человек. Главного конкурента любой информационной радиостанции в России – радио «Эхо Москвы», в сутки слушает 1,3 млн. человек. Очевидно, что в сегменте информационного радиовещания государственные станции лидируют с большим отрывом. В первую очередь, конечно, благодаря повсеместной системе распространения. Особенно очевидно лидерство государственного вещания среди сельского населения – там коммерческие станции вообще не ловятся.

В Москве государственным вещателям приходится все-таки бороться с коммерческими станциями, но, по данным TNS Gallup Media, «Радио России» и «Маяк» стабильно входят в пятерку вещателей, обладающих наибольшей аудиторией. Время от времени этим станциям удается даже перехватить лидерство у коммерческого музыкального радиовещания. К примеру, в феврале 2006 года «Маяк» лидировал по суточному охвату. А другой государственный вещатель – «Радио Россия» – на протяжении долгого времени уже занимает первое место в Санкт-Петербурге. В апреле 2000 года радиостанция «Маяк» первым из государственных вещателей появилась в FM-диапазоне, что еще больше увеличило охват слушателей.// Алина Ребель

Газета.RU