08.09.2006

"Протон" летит во Внешторгбанк. Lockheed Martin не будет продавать российские ракеты



Корпорация Lockheed Martin вчера объявила о выходе с начала следующего года из российско-американского совместного предприятия, занимавшегося маркетингом российских ракет "Протон". Причиной демарша американской корпорации стал рост цен, запрашиваемых за ракеты "Протон" их производителем, Центром имени Хруничева, и невыполнение им ряда взятых на себя обязательств. За одиннадцать лет совместное предприятие ILS продало 37 ракет "Протон" на общую сумму около $2,5 млрд.

Вчера корпорация Lockheed Martin объявила о продаже до конца 2006 года своих долей в компаниях Lockheed Khrunichev Energia International, Inc. и International Launch Services, Inc. (ILS). Их покупателем, по утверждению Lockheed Martin, станет компания Space Transport Inc., зарегистрированная на Виргинских островах. Источник в российской космической промышленности уточнил: "Space Transport выступит в качестве временного владельца активов ILS, продаваемых Lockheed Martin. В дальнейшем их планирует выкупить Центр Хруничева, основным кредитором которого выступит, видимо, Внешторгбанк. Объем сделки оценивается примерно в $150 млн". Причем, по словам источника, брэнд ILS сохранится: компания, зарегистрированная в США, продолжит продавать "Протоны", а в будущем – новые хруничевские ракеты "Ангара". Lockheed Martin свои ракеты Atlas будет продавать самостоятельно через компанию Lockheed Martin Commercial Launch Services.

Коммерческие пуски "Протона" начались в апреле 1996 года. С того момента по линии ILS было выполнено 37 пусков на общую сумму около $2,5 млрд. На сегодня подписаны еще 11 контрактов на пуски на общую сумму около $0,5 млрд. В Центре Хруничева Ъ вчера заявили, что ожидают роста объема заказов. Это подтверждают и данные аналитической компании Forecast International, прогнозирующей рост ракетного рынка и оценивающей его объем в 2006-2015 годах в $45,9 млрд. По данным издания Satellite News, суммарный оборот индустрии пусковых услуг в 2005 году составил $3 млрд, из которых на долю ILS пришлось 55%. А замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов на прошлой неделе заявил, что "отечественные ракеты-носители обслуживают около 40% мирового рынка пусковых услуг".

Выход Lockheed Martin из совместных предприятий и перспективу самостоятельного маркетинга ракеты "Протон" вчера положительно оценили в Роскосмосе. "Это важный шаг в продвижении нашей техники на международный рынок,– сказал Ъ пресс-секретарь Роскосмоса Игорь Панарин.– Мы действовали согласованно с американскими коллегами, вели длительные консультации. Решение Lockheed Martin ни в малейшей степени не затронет российских интересов в области пусковых услуг, а наоборот, укрепит двусторонние отношения в космической сфере России и США". В свою очередь пресс-секретарь Центра Хруничева Александр Бобренев вчера заявил Ъ: "Работу по продолжению маркетинга ракет-носителей 'Протон' и 'Ангара' возьмет на себя российская сторона. Мы в состоянии выполнить свои обязательства перед нашими клиентами".

Совместное предприятие Lockheed Khrunichev Energia International, Inc. (LKEI) было создано в 1993 году для маркетинга пусковых услуг ракеты-носителя "Протон". Его организаторами стали американская корпорация Lockheed (51% акций), Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева (32%) и ракетно-космическая корпорация "Энергия" (17%). В 1995 году, после объединения компаний Lockheed и Martin Marietta в корпорацию Lockheed Martin, была образована компания International Launch Services, Inc., 50% ее акций получила Lockheed Martin, 50% – LKEI. ILS занималась маркетингом ракет "Протон" и Atlas (ранее их производила компания Martin Marietta).

Представитель Lockheed Martin Том Джурковски сказал Ъ, что окончание сотрудничества с ГКНПЦ является исключительно деловым шагом и никак не отразится на совместных проектах с другими российскими компаниями, в частности с НПО "Энергомаш". "Разрыв с 'Хруничевым' не свидетельствует об ухудшении отношений, напротив, наше сотрудничество с ними было очень плодотворным, и у нас остаются проекты, над которыми мы, возможно, будем совместно работать в будущем,– сообщил он.– Мы просто оценили рынок, поняли, что он стал более зрелым, на нем появилось большее количество игроков, и приняли решение закончить сотрудничество с 'Хруничевым'". По информации Ъ, Lockheed Martin предварительно объявил о своем намерении выйти из совместного бизнеса в мае этого года. Официальным поводом стало изменение маркетинговой стратегии Lockheed Martin. "Анализируя положение на мировом рынке, мы решили сконцентрироваться на запуске спутников массой 4,5-6,5 тонны",– заявил в июне президент ILS Марк Альбрехт. По сути, Lockheed Martin решил уйти с коммерческого рынка пусковых услуг, сосредоточившись на более выгодных госзаказах, как это уже сделал в июле 2003-го Boeing. "Протон" же за последние три года лишь в 5 из 11 коммерческих пусков выводил на орбиту спутники тяжелее 4,5 тонны. Как пояснил Ъ источник в Lockheed Martin, корпорация вышла из ILS и LKEI из-за ряда существенных претензий к российским партнерам и к тому, как они намеревались дальше вести свой бизнес. "Центр Хруничева намеревается поднять цены на 'Протоны' на 15%,– пояснил источник.– Продавая ракеты по таким ценам, мы бы остались без прибыли".

Стоит заметить, что в конце 90-х годов, когда спрос на носители был достаточно высок, "Протон" стоил $70-80 млн, но затем цены упали до $35-38 млн. Сейчас российская сторона планирует поднять их до $45-50 млн. "По нашим данным, это увеличение возникло из-за того, что Центр Хруничева решил заключать контракты с ILS через посредника – Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, входящий в структуру Роскосмоса. Нам непонятна необходимость работать через посредника",– заявил источник, напомнив, что ILS получала 15% от стоимости каждого контракта.

Кроме того, он сообщил о недовольстве расходованием Центром Хруничева средств, выделенных Lockheed Martin под конкретные программы. Так, в июле 1999 года было подписано соглашение о продаже Lockheed Martin за $68 млн права проводить маркетинг новой ракеты-носителя "Ангара", разработанной центром, который брал обязательство провести первый коммерческий пуск "Ангары" с космодрома Плесецк в конце 2003 года. Американцы перечислили оговоренную сумму, но ракета до сих пор не выполнила ни одного полета, ее первый старт планируется уже на 2010 год. "Продавая свою долю собственности, Lockheed Martin будет учитывать свой вклад в покупку прав на маркетинг 'Ангары', включив их в стоимость своего пакета ILS и LKEI",– сообщил источник Ъ.

КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ, ИВАН Ъ-САФРОНОВ, КОНСТАНТИН Ъ-БЕНЮМОВ

КоммерсантЪ