У туроператоров требуют гарантийВ пятницу вечером Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) разместило на своем интернет-сайте текст поправок к закону "Об основах туристской деятельности", которые на днях поступят в Госдуму. Авторы планируют, что законопроект будет принят этой осенью: он вводит систему финансовых гарантий для туроператоров, которая должна заменить лицензирование туркомпаний, отмененное с 1 января 2007 года. Эксперты прогнозируют, что поправкам будет непросто пройти через Госдуму. Предложенная Ростуризмом редакция вызывает вопросы у участников рынка и у защитников прав потребителей. Эксперты и участники рынка впервые получили возможность ознакомиться с полным текстом поправок, которые, по словам зампреда комитета по экономполитике, предпринимательству и туризму Юрия Барзыкина, поступят в Госдуму уже в понедельник. До сих пор в интервью Ъ чиновники Ростуризма делали взаимоисключающие заявления относительно содержания документа, отказываясь предоставить окончательную редакцию законопроекта. Напомним, что изменения в туристическое законодательство вносятся в связи с отменой действующей системы госконтроля за туррынком. С января 2007 года вступают в силу поправки к закону "О лицензировании", отменяющие лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Ростуризм предлагает заменить лицензионный контроль за туроператорами (сегодня выдано около 10 тыс. лицензий) механизмом финансовых гарантий: компании смогут работать только при наличии банковской гарантии возмещения убытков или застраховав свою гражданскую ответственность. Размер гарантий для туроператоров, отправляющих россиян за рубеж и принимающих иностранцев в России, составит 10 млн руб., а для операторов внутреннего туризма – 1 млн руб. Следить за тем, чтобы туроператоры оформляли фингарантии, Ростуризм намерен с помощью единого федерального реестра туроператоров. В него будет заноситься информация обо всех компаниях, получивших гарантии. Авторы закона предлагают ужесточить требования к организационно-правовой форме туроператоров: до сих пор этим бизнесом наряду с юридическими могли заниматься и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поправки ограничивают организационно-правовую форму только юридическими лицами. Госконтроль за турагентствами, чье лицензирование отменяется, туристические власти предлагают осуществлять с помощью специальных правил, разработать которые должно правительство. Эксперты рынка прогнозируют, что в Госдуме законопроект вызовет бурную полемику. "Он может подвергнуться значительной критике со стороны депутатов, защищающих права потребителей,– прогнозирует гендиректор агентства 'Персона грата' Георгий Мохов.– В нем много дискуссионных норм, которые нужно пояснять на уровне подзаконных актов, детально регламентирующих порядок применения этих положений". Так, вопросы вызывает оперативность получения потребителем денег по фингарантиям. "Срок получения судебного решения по потребительскому иску, а закон предусматривает и судебный порядок рассмотрения претензий туриста к туроператору, сейчас составляет год,– рассуждает он.– По закону оператор обязан оформить фингарантии на срок не менее года. Легко представить ситуацию, когда срок действия гарантии истечет раньше, чем турист получит судебное решение". Господин Мохов отмечает, что неясными остаются и основания, по которым потребитель сможет предъявить претензии к туроператору: "У туриста есть основания предъявлять претензии турагенту, чья деятельность по закону фингарантиями не обеспечена: он приходит за путевкой в турагентство, которое, в свою очередь, берет тур на реализацию у оператора. Эту коллизию могут разрешить лишь правила оказания услуг турагентами, которые по закону должно разработать правительство". Очевидно, что критиковать закон будут не только защитники прав потребителей, но и сами участники туррынка. Еще в июне ряд объединений уральских туроператоров направили в Ростуризм письмо, где назвали предложенную чиновниками методику расчета суммы финансовых гарантий "слишком упрощенной". По их мнению, "предлагаемая жесткая схема фиксированных сумм обеспечения абсолютно не учитывает региональную специфику, где подавляющее большинство туркомпаний – это малый бизнес с годовым оборотом от 5 до 50 млн руб.". С этим соглашаются и в Российском союзе туриндустрии. "Нужен компромисс между интересами крупных и, по крайней мере, средних туроператоров, отправляющих россиян за рубеж, а также корректировка размеров гарантий для операторов, принимающих иностранцев в России,– считает президент РСТ Сергей Шпилько.– Открыт и вопрос о том, какие именно риски обеспечат страховые и банковские гарантии". ТИМУР Ъ-БОРДЮГ КоммерсантЪ |