"Натали Турс" потребовала гарантий от турагентовКак стало известно Ъ, туроператор "Натали Турс" начинает перезаключать договоры с продающими ее туры агентствами, требуя от них финансовых гарантий в размере минимум $5 тыс. Таким образом туроператор готовится к изменениям в туристическом законодательстве, которые, скорее всего, произойдут с Нового года. Участники рынка считают, что менять условия работы с агентами преждевременно, и прогнозируют, что предложенная "Натали" схема устроит не всех агентов. По словам президента "Натали Турс" Владимира Воробьева, на следующей неделе его компания представит рынку новый тип договора с агентствами. Он вводит для них систему финансовых гарантий: продавцов путевок "Натали Турс" должен будет прогарантировать банк, страховщик или оператор розничной сети турагентств. Размер гарантий будет зависеть от объемов реализации: от $5 тыс. до $100 тыс. у розничных продавцов, имеющих субагентов. На таких условиях с агентами до сих пор не работал ни один туроператор. В "Натали Турс" планируют заключить новые договоры с агентами до марта 2007 года. В рейтинге Ъ и газеты "Туринфо" "Крупнейшие турфирмы России-2005" компания "Натали Турс" занимает третью строчку (200 тыс. обслуженных туристов, годовой оборот – $186 млн). Работает с Испанией, Таиландом, ОАЭ, Кипром. Компания принадлежит ее основателям Наталии и Владимиру Воробьевым. Агентами "Натали Турс", по данным на сентябрь 2006 года, являются около 3,5 тыс. турфирм, из них 80% оборота дают не больше 800 компаний. Владимир Воробьев отмечает, что, согласно разработанным Ростуризмом поправкам к закону "Об основах туристской деятельности", ответственность перед потребителями за качество предоставляемых услуг впервые будет полностью переложена на туроператора. Сегодня договоры с туристами заключают турагентства, к которым, как правило, и предъявляются все претензии. Вероятность того, что законопроект Ростуризма будет принят Госдумой этой осенью, велика: с 2007 года вступают в силу поправки в закон "О лицензировании", отменяющие лицензирование туроператоров и турагентов. Поправки же Ростуризма вводят для туроператоров систему фингарантий, которая по сравнению с лицензированием является более совершенным механизмом защиты потребителей. Некоторые участники рынка действительно не исключают, что последуют примеру "Натали Турс". "У нас есть институт уполномоченных агентств с заранее планируемым объемом продаж,– говорит первый замгендиректора компании 'Нева' Алексей Каширский.– И сейчас мы прорабатываем механизм их финансовых обязательств перед нами". Но в большинстве опрошенных Ъ компаний считают, что пока поправки к турзаконодательству не приняты Госдумой, менять условия работы с агентами рано. "У нас таких планов нет,– замечает гендиректор компании 'Пак-групп' Илья Иткин.– Поправки Ростуризма еще не прошли Госдуму, все будет зависеть от окончательного текста закона и подзаконных актов". Кроме того, участники рынка прогнозируют, что новые условия работы устроят не всех агентов "Натали Турс". "Авиакомпании требуют от продавцов своих билетов фингарантий, в авиабизнесе такая схема эффективна. Однако сомневаюсь, чтобы она заработала на туррынке,– считает президент компании 'Ланта-Тур Вояж' Людмила Пучкова.– 'Натали' – это не 'Аэрофлот', у нее, как и других туроператоров, нет эксклюзивного товара, за право продавать который агенты готовы платить". "Пока агент определяет, с кем он будет работать, а не наоборот,– соглашается президент группы компаний 'Интаер' Александр Корбарум.– Сегодня ни один туроператор не предлагает дефицитного турпродукта". Новая схема может устроить лишь старых партнеров "Натали". "С этим оператором мы сотрудничаем уже больше семи лет,– говорит гендиректор архангельского агентства 'Пилигрим' Ольга Гребнева.– И, скорее всего, согласимся на новые условия". СЕРГЕЙ Ъ-СОБОЛЕВ, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ КоммерсантЪ |