13.09.2006

Средний класс будет больше отдыхать за границей



Меньше 17% представителей российского среднего класса проводят отпуск за рубежом. Тем не менее, в их планах значительное увеличение активности посещения иностранных курортов.
По результатам проведенной весной нынешнего года 11-й волны исследовательского проекта "Стиль жизни среднего класса", специалисты маркетингового агентства "Эксперт-Дата" выявили туристические пристрастия российского среднего класса. В ходе интервью респондентам были заданы вопросы относительно туризма и отдыха, в частности, "В каких из мест Вы отдыхали в прошлом, 2005 году?" и "Как Вы планируете провести свой отпуск в следующем, 2007 году?".
Более 65% респондентов заявили, что отдыхали на собственной или чужой даче более 7 дней подряд хотя бы один раз за последний год. Впрочем, такое проведение свободного времени не совсем удовлетворяет представителей среднего класса и заставляет строить более широкие планы на проведение предстоящих отпусков. В 2007 поехать на отдых за границу планируют 29,2% опрошенных, из них Этот прирост желающих отдыхать более разнообразно обеспечен оттоком "дачников": в будущем году коротать отпуска на дачах планируют остаться только 37,4% респондентов, почти вдвое меньше, чем в 2005 году.
Традиционная максимальная популярность остается за курортами Египта, Турции и Болгарии: эти страны планируют посетить 18% респондентов (в 2005 году - 9,8%).
Планы респондентов, проводивших отпуска в пределах России и Украины, т.е. в областных пансионатах и домах отдыха, в Краснодарском крае, Крыму и пр., практически не меняются. Это крайнее проявление консерватизма наблюдается в более взрослых возрастных группах (50+). Заметно влияние языкового фактора на это явление: более 85% респондентов, проводящих отпуска исключительно в русскоязычной зоне, не владеют иностранным языком.
Исследовательский проект "Стиль жизни среднего класса" осуществляется с 2001 года, поэтому аналитики агентства "Эксперт-Дата" имеют возможность наблюдать за динамическими рядами данных по идентичным вопросам, заданным в соотносимой аудитории с интервалом в полгода. Точность прогноза, построенного на собственных заявлениях респондентов о планах на будущее, зависит от ряда факторов, начиная от сезона, в который проводился опрос и заканчивая экономической уверенностью респондента в конкретный период. Пятилетняя практика агентства "Эксперт-Дата" позволяет говорить о 12%-м пределе отклонения прогнозных величин от фактических данных в годовом горизонте прогнозирования.