«Закипает, зараза!». Чем вызван ажиотаж на автомобильном рынке УкраиныНа Украине – настоящий автомобильный бум. По данным автодилеров, продажа «железных коней» только нынешним летом в сравнении с прошлым годом возросла почти на 90%. Это рекорд. Ситуация особенно показательна в столице – здесь ежемесячно регистрируется около 40 тыс. легковушек. К концу года в Киеве станет на 150 тыс. авто больше. А всего на Украине ожидается прибавление в 370 тыс. машин. Ажиотаж вызван заманчивыми кредитами и мощными рекламными акциями. Причем украинцы все больше скупают считающиеся непрестижными новые вазовские «десятки» вместо шести–восьмилетних «немцев» и «японцев». В классе коммерческих автомобилей машины российского производства занимают 55% рынка. Что же касается легковушек, то тут дела обстоят не так радужно. Сколько «Жигулей», «Волг», «Нив» и «Москвичей» (последних в Киеве, кстати, практически не увидеть) бегает по дорогам Украины, корреспонденту «НИ» никто точно так и не смог сказать. Чисто визуально на десяток иномарок, несущихся по киевским трассам, я насчитала по две-три российские машины. Приблизительно такая же пропорция сохраняется и в других украинских городах-миллионниках, а вот в провинции – иной расклад. «Ездят на этом металлоломе только от безденежья или в глубинке, где любой иномарке каюк, так как запчастей не найдешь, а ближайший сервис за тысячи верст – в Киеве», – пояснил «НИ» 40-летний водитель обшарпанной старенькой «пятерки», который зарабатывает в столице извозом. «В часы пик через пробки даже и не пытаюсь пролезть. Закипает, зараза! Зато не жалко во дворе бросить. Знаю, что на мое счастье вряд ли кто позарится. Это ж не джип какой-то. Разбогатею – куплю себе «Мерседес»! Хоть 20-летний, он лучше любых российских машин!». Наибольшей же популярностью из российских машин у киевлян пользуются «десятки». Поэтому, кстати, и угоняют их не меньше, чем престижные иномарки. На вопрос, почему военный в отставке Алексей Иванович купил в этом году в кредит именно «десятку», а не иномарку, он ответил: «У меня были «Жигули» седьмой модели. Нам с женой машина нравилась, но за 15 лет я, конечно, больше ее ремонтировал, чем ездил. Можно было купить «Дэу» или еще что-то, но я их не знаю, а «Жигули» могу и сам отремонтировать. Что касается кредита в восемь с половиной тысяч долларов, который оформлен на сына, то оказалось, что новая иномарка такого же класса обошлась бы дешевле. Это ловушка, – утверждает мой собеседник. – Зато потом запчасти и обслуживание окажутся в пять раз дороже, чем жигулевские!» Говоря об очередях на приобретение автомобилей, нужно иметь в виду, что в дефиците автомобили, стоимость которых в пределах 20 тыс. долл. Но иногда и более дорогие машины приходится ждать месяцами. Что касается российских моделей, то в большинстве салонов корреспонденту «НИ» ответили, что очередей у них нет, но товар не залеживается. «Приходит новая партия «десяток» и тут же разлетается. Случается, что спрос превышает предложение. Но мы стараемся, чтобы дефицита не было». На вопрос «НИ», что именно привлекает украинского покупателя, который приобретает машину российского производства, продавец Дима ответил: «Прежде всего – это соотношение цена – качество. За относительно умеренную плату вы получаете достаточно надежную машину. Кроме того, российские автомобили сейчас активно модернизируются». Действительно, на этой неделе в Киеве презентовали новую «Волгу» с американским двигателем. Для многих украинцев стало откровением, что этот автомобиль из предмета роскоши советских времен превратился в машину для среднего класса. Правда, заокеанский двигатель отразился на цене, и на Украине новую «Волгу» предлагают за 55 тыс. гривен (11 тыс. долларов). Для сравнения – капитальный гараж не в центральных районах столицы стоит сегодня от 11 до 20 тыс. долларов. А постоянное место на стоянке под открытым небом – 5 тыс. долларов. КОММЕНТАРИЙ Дмитрий ПИСАНЫЙ, гендиректор корпорации «АИС», официального представителя большинства российских автозаводов на Украине: – Украинский рынок для производителей российских машин – стратегический. То есть производитель чутко реагирует на все колебания украинского рынка: нужны машины, консультации, запчасти – они предоставляются оперативно. В остальном же особенных отличий нет. Если сравнивать с прошлогодними продажами, то в этом году дела обстоят лучше. Но если украинское таможенное законодательство меняется два раза в год, то знать, что будет завтра, невозможно. А от этого законодательства зависит и цена, и количество ввозимых на территорию Украины российских автомобилей. Много зависит и от перспективы вступления страны в ВТО. ЯНА СЕРГЕЕВА, Киев Новые Известия |