Западные концерны нависли над рынком автокредитования. BMW и DaimlerChrysler вслед за Toyota собираются открывать в России дочерние финансовые структуры
На российский рынок автокредитования один за другим выходят финансовые подразделения автоконцернов. Открытие в России собственных банков рассматривают BMW, DaimlerChrysler и Toyota Motor Corporation. Аналитики и участники рынка считают, что иностранные структуры автопроизводителей смогут привлекать клиентов за счет снижения ставок кредитования. Пока же лидируют на рынке российские банки, которые, как считают эксперты, сохранят немалую долю рынка за счет работы с отечественными производителями автомобилей.
Источник на финансовом рынке сообщил "Интерфаксу", что концерн BMW рассматривает возможность открытия в России банка, который будет выдавать кредиты на покупку автомобилей. Представитель BMW Group по связям с общественностью Майкл Лейбшток не подтвердил, но и не опроверг эту информацию. Споксмен концерна заявил "Бизнесу", что согласно общей стратегии концерна, в той стране, которая показывает хорошие результаты по продажам и развитию бизнеса, они открывают свои финансовые подразделения. "Так как за последний год российский рынок демонстрирует хороший потенциал, есть все основания для открытия в России такого финансового подразделения",- заключил Лейбшток.
Финансовое подразделение BMW Group - BMW Bank - работает с 1971 года. Капитал банка - 4,5 млрд евро, объем предоставляемого финансирования превышает 15 млрд евро.
Сейчас автоконцерн работает на рынке с Райффайзенбанком. Закончатся ли партнерские отношения с этим банком при создании собственного финансового инструмента кредитования, не ясно.
BMW не единственный автопроизводитель, заинтересованный, судя по всему, в открытии собственной финансовой структуры в России. На отечественный рынок автокредитования планирует выйти еще один производитель - DaimlerChrysler. Об этом "Интерфаксу" также сообщил источник на финансовом рынке.
Связаться с представителями компании вчера не удалось.
Агентство сообщает, что в ближайшее время дочерняя компания DaimlerChrysler - "Даймлер Крайслер лизинг"- через партнеров в России предложит покупателям несколько новых финансовых инструментов, параметры которых уточняются.
Аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Парфенов отмечает, что G-MAC (финансовое подразделение DaimlerChrysler) является лидером автокредитования на мировом рынке.
Объем мировых продаж подразделения составляет 23 млрд евро, чистая прибыль - 2,4 млрд евро.
Чуть ранее, в июне, сообщалось о планах компании Toyota Motor Corporation открыть в России собственный банк, по непроверенной информации, концерн даже подал заявку на получение лицензии в ЦБ. Таким образом, наметилась явная тенденция захвата автоконцернами российского рынка автокредитования.
В российском Ford и "Фольксваген групп финанс" отметили, что пока не намерены следовать примеру других производителей и открывать в России собственные финподразделения. Сегодня большинство крупных иностранных производителей сотрудничают с зарубежными банками, уже присутствующими на рынке. Так, Ford работает с ММБ, Volkswagen Group - с Societe Generale Bank, RenaultNissan - через RSI Bank с ММБ. Все они так или иначе субсидируют отечественных покупателей машин, выдавая им льготные кредиты.
Формально по договору минимальная годовая ставка по автокредиту не может быть меньше 9%, так как по законодательству если кредитная ставка ниже ставки рефинансирования ЦБ (13-14%) на одну треть, то облагается налогом в 35%. Однако автопроизводители уже сейчас нашли несколько способов снижать реальные ставки по кредиту для своих клиентов, при этом не нарушая законодательство.
Большинство концернов создают совместно с банкамипартнерами в России специальные программы на некоторые модели своей линейки.
Например, Ford через ММД практически на весь модельный ряд предлагает кредит под 4,9%. Другой способ, которым пользуется, например, Audi, так называемая программа "с обратным выкупом". По ней банк выкупает подержанный автомобиль по остаточной стоимости, а ценовую разницу на покупку нового автомобиля предоставляет в виде кредита.
Теперь западные концерны решили пойти путем создания дочерних структур собственных финансовых подразделений на российском рынке. То есть фактически решили применить систему автокредитования по западному образцу.
По мнению опрошенных "Интерфаксом" экспертов, финансовые "дочки" крупнейших международных производителей могут занять в перспективе львиную долю рынка автокредитования.
Генеральный директор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников вообще считает, что у российских банков останется ниша покупателей отечественных автозаводов, производителей из Китая, Кореи, а также тех из западных компаний, финансовые подразделения которых пока еще не пришли в Россию. Михаил Матовников резюмирует: на ближайшую перспективу российские банки все еще могут рассчитывать примерно на 40% рынка автокредитования.
Дмитрий Парфенов уверен, что главным конкурентным преимуществом финансовых подразделений западных концернов будут низкие ставки по кредитам. "Западные деньги дешевле, так как могут привлекать средства под более низкие проценты (2-3%), чем в России",- говорит один из представителей банковской структуры. Кроме того, западные производители уже сейчас дотируют процентные ставки по кредитам на покупку автомобиля их марки, очевидно, что по мере открытия финансовых "дочек" эта практика будет расширяться взрывными темпами.
Эксперты говорят, что российские банки будут, безусловно, более гибкими кредиторами. Дело в том, что собственные финансовые подразделения автоконцернов кредитуют, как правило, только перспективные модели, на которые делает ставку производитель, а не весь продуктовый ряд. К тому же, добавляет Дмитрий Парфенов, у российских банков остается ниша сотрудничества с отечественными автопроизводителями, а также со сборочными предприятиями. Руководитель службы автокредитования ГК "Автомир" Иван Романов добавляет, что главная особенность западных подразделений в том, что главная задача - увеличить продажи собственных автомобилей, а не наращивание кредитного портфеля. По его мнению, они смогут добиться роста продаж машин только в случае наличия этих моделей на рынке. "Сегодня стоит серьезная проблема с поставками иномарок, по многим из них банальный дефицит и годовые очереди, а введение в такой ситуации льготного кредитования превратит очередь в двухгодовую",- резюмирует Романов.
ОЛЬГА САМОФАЛОВА
Деловая газета "Бизнес"
|