Туристические зоны вышли на стартЗавтра Минэкономразвития вскроет конверты с заявками от регионов на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Вопреки ожиданиям чиновников, субъекты не спешат выстраиваться в очередь за право развивать на своей территории туристические оазисы. Эксперты подобную пассивность объясняют относительно скромным набором налоговых льгот, а сами участники рынка опасаются, что статус ОЭЗ позволит местным властям фактически закрыть территорию зоны для компаний из других регионов. Министр экономического развития и торговли Герман Греф - идеолог создания в России особого экономического режима для привлечения инвестиций в несырьевой сектор экономики - во вторник вскроет конверты с заявками на конкурс по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Чуть более года назад Минэкономразвития и Федеральное агентство по управлению ОЭЗ (РосОЭЗ) определили первых шесть победителейрегионов, на площадках которых будут созданы две промышленно-производственные зоны и четыре техниковнедренческие. Итоги конкурса на право создания туристско-рекреациаонных ОЭЗ будут подведены в середине октября. Регионыпобедители получат право организовать инвестиционную площадку на территории сразу нескольких муниципальных образований, а также вести жилищную застройку. По закону об ОЭЗ резиденты туристических ОЭЗ получат право не платить первые пять лет земельный налог и налог на имущество, а также уплачивать ЕСН по льготной ставке 14%. Если же резиденты ОЭЗ возведут недвижимость на территории зон, то они будут иметь право выкупа земельных участков под этими объектами. "Развивать внутренний туризм очень выгодно. Мировой опыт показывает, что на каждый $1 отдача въездного туризма составляет $20-50 - это траты туриста на бензин, продукты, сувениры, трансферт",- рассказывает генеральный директор компании UTS (туристический рынок) Алексей Крылов. Однако пока что регионы не проявили большой активности при подаче заявок. Если на конкурс по промышленно-производственным и технико-внедренческим зонам было подано 72 заявки, то желание создать туристско-рекреационную зону, по данным на 20 сентября, изъявили лишь 19 регионов, сообщил источник в РосОЭЗ. Он признал, что количество поданных заявок меньше, чем ожидалось, а сами чиновники рассчитывали получить не менее 40 заявок. Тем более что сроки подачи заявок на конкурс и так были продлены на десять дней. Пассивность регионов собеседник "Бизнеса" в РосОЭЗ объясняет тем, что к содержанию заявок были предъявлены жесткие требования. Аналогичной позиции придерживаются в Ростуризме. "Перед конкурсом было недвусмысленно указано, что принимаются заявки только профессионально проработанные,- подчеркнул руководитель прессслужбы Ростуризма Сергей Синицын.- Хотелось бы избежать ситуации, когда при проведении аналогичного конкурса на промышленные зоны поступали совершенно невнятные предложения". Но участники рынка называют и другие версии подобной скромности регионов. "Резидентам предлагаются фактически декоративные налоговые льготы",- сожалеет генеральный директор туристической компании "Дельфин" (специализируется на внутреннем туризме) Сергей Ромашкин. А по мнению Крылова, региональные власти не увидели значительной помощи от федеральных властей: в проекте бюджета на 2007 год заложено на развитие турзон 1,1 млрд руб. К тому же, уверены эксперты, интерес регионов в получении статуса ОЭЗ не связан с привлечением инвесторов. У Краснодарского края достаточно собственных ресурсов, чтобы строить инфраструктуру для развития туризма, считает Ромашкин. "ОЭЗ и разрешение на введение льгот по налогам - это как охранная грамота, защищающая местных инвесторов от московских или зарубежных",- сказал эксперт. По его словам, ссылаясь на ОЭЗ, региональные власти будут стараться устанавливать административные барьеры, например, при регистрации резидентов и так далее. АРИНА ШАРИПОВА Деловая газета "Бизнес" |