29.09.2006

Такси по карточкам. Svenska Handelsbanken осваивает новую нишу эквайринга



Вчера Svenska Handelsbanken сообщил о выходе на российский рынок эквайринга через обслуживание карточных расчетов по оплате услуг такси. Участники рынка полагают, что интерес к новому сегменту свидетельствует о начале его развития в России, однако всплеск активности в этой сфере прогнозируют не ранее чем через несколько лет.

В рамках проекта, реализуемого российской "дочкой" шведского Svenska Handelsbanken совместно с компанией "Городское такси", любые клиенты таксомоторной компании смогут без ограничений расплачиваться в такси банковскими картами Visa, MasterCard, American Express (AmEx) и в дальнейшем Diners Club. По словам президента Svenska Handelsbanken Раймо Вало, к оплате будут приниматься карты всех типов. Для этого в такси установлено специальное оборудование (pos-терминалы), позволяющее производить трансакции в онлайн-режиме, что обеспечивает безопасность расчетов для всех участников: клиента, банка и таксомоторной компании. При этом банк использует специализированное программное обеспечение, согласованное с таксометром, что позволяет избавить водителя от совершения лишних операций. Сейчас новинка обкатывается на 22 пилотных машинах. До конца года их число будет доведено до 200.

Дополнительно в проекте участвует Ассоциация российских членов Europay, которая бесплатно предоставила банку pos-терминалы, стоимость которых, по словам участников рынка, составляет примерно $800-1000. Правда, бесплатны они лишь при условии, что оборот по каждому составит не менее €2 тыс. в месяц. Таким образом, банк рассчитывает на минимальный оборот по проекту в €400 тыс.

До сих пор оплата картами услуг такси в России практиковалась в очень редких случаях. Обзвон столичных транспортных компаний показал, что лишь 1 из 20 таксомоторных фирм принимает в оплату карты, да и то лишь на избранных машинах. К тому же из-за использования устаревшего оборудования к оплате принимаются только эмбоссированные карты. Единственный банк, практикующий подход, аналогичный Svenska Handelsbanken, Московский индустриальный банк (МИБ) пока только собирается переходить на специализированный софт и прием к оплате карт AmEx. Вместе с тем участники рынка не торопятся последовать примеру коллег. "Мы пытались реализовать пилотный проект с такси, однако подсчеты показали его нерентабельность, и мы отказались от этой идеи",– сообщил Ъ начальник управления развития департамента розничного бизнеса Банка Москвы Альберт Адрианов. "Это очень сложный бизнес и не всегда доходный,– говорит вице-президент банка 'Авангард' Валерий Торхов.– Его сильно подорвали демпинговые войны, в результате которых комиссионный доход банка снизился с 3,5 до 2%". "Услуги такси в России не развиты, карточки 95% людей используют для снятия денег через банкомат, к тому же такси стоит не так дорого, и люди обычно располагают достаточной суммой наличных",– считает директор департамента розничных продуктов Абсолют-банка Эмиль Юсупов. В Svenska Handelsbanken рассчитывают на большое количество иностранных корпоративных клиентов. Дополнительно увеличить процент расчетов по картам должен статус "Городского такси" как перевозчика "Домодедово".

СВЕТЛАНА Ъ-ДЕМЕНТЬЕВА

КоммерсантЪ