Россия станет лидером мирового автопрома
Лидерами мирового рынка автомобилестроения в ближайшие годы станут страны BRIC (Бразилия, Россия, Китай и Индия). Такой прогноз содержится в ежегодном докладе PricewaterhouseCoopers. В России производство автомобилей вырастет в течение семи лет на 375%, однако этот рост будет обеспечен производством зарубежных брэндов.
В ежегодном докладе PricewaterhouseCoopers, посвященном автопрому, особое внимание уделяется странам BRIC. На долю Бразилии, России, Индии и Китая в ближайшие годы будет приходиться более 40% прогнозируемого роста мирового производства легковых автомобилей и 52% прогнозируемого роста мощностей по отрасли в целом.
Китай, занимающий сейчас четвертое место в мире, уже в 2006 году может догнать Германию и уступать лишь США и Японии. В 2005 году Китай показал рост 23% в автомобильной индустрии. Индия становится мировым производителем малолитражных автомобилей. Этот рост во многом связан со снижением акцизных сборов на автомобили с максимальным объемом двигателя 1,2 л. Главной особенностью бразильского автомобильного рынка остается преобладание на нем машин, которые могут ездить как на бензине, так и на этиловом спирте или смешанных видах топлива.
По мнению экспертов PricewaterhouseCoopers, в России автомобилестроение - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, его объем вырос на 27% за последние три года. Этот рост продолжится в основном за счет производства и сборки автомобилей зарубежных брэндов. Благоприятные экономические перспективы и потребности в иномарках делают Россию одним из наиболее привлекательных регионов для автопроизводства.
По прогнозам, рост локализации производства зарубежных брэндов в России может составить 375% в течение следующих семи лет. Впрочем, аналитики готовы поспорить с этими цифрами. Аналитик ФБ "Церих кэпитал менеджмент" Олег Душин считает прогноз PwC агрессивным: реализация этого прогноза подразумевает существенное сокращение производства АвтоВАЗа в будущем.
Действительно, в докладе говорится о том, что возрастающая конкуренция среди сборочных производств бросит вызов российским автомобилям. Их могут потеснить как дорогие мировые брэнды, так и дешевые автомобили из Китая и других развивающихся стран. "Российские производители должны пересмотреть свою стратегию развития в отношении цены и качества автомобилей для сохранения своих позиций на рынке",- говорится в докладе. Аналитик ИБ "Траст" Евгений Шаго считает прогноз PwC пессимистичным. "При сегодняшних объемах производства иномарок в России в 150 тыс. машин (сегодня локализуют производство Ford, Renault, Hyundai, Kia) рост рынка в три раза можно прогнозировать уже в трехлетней перспективе, а через семь лет ожидать роста в четыре-пять раз",- говорит аналитик. По его словам, исходя из уже заявленных иностранными концернами планов по строительству заводов в России (Toyota, Peugeot, Fiat совместно с "Северсталь-авто", Great Wall), в течение семи лет иностранные концерны доведут уровень локального производства до 700 тыс. машин в год, то есть до уровня АвтоВАЗа. Аналитик согласен, что доля отечественных производителей будет снижаться, однако спрос на российские автомобили останется.
ОЛЬГА САМОФАЛОВА, АННА БАЖИНА
Деловая газета "Бизнес"