Михаил Ятковский, PR-директор интернет-магазина Ozon.ru: «Потенциал для роста огромный»
В том, что потенциал для роста интернет-коммерции в нашей стране огромный, уверен PR-директор интернет-магазина Ozon.ru Михаил Ятковский, ответивший на вопросы "Бизнеса".
- В чем, на ваш взгляд, принципиальные отличия работы интернет-магазинов в России и США?
- Я бы расширил это сравнение на всю интернет-коммерцию. Основное отличие в том, что в России очень велика (около 80%) доля заказов cash & delivery. Во-вторых, в России чрезвычайно высокий психологический барьер перед дистанционной (без непосредственного контакта с товаром) покупкой. За рубежом, и в США в частности, этот страх отсутствует, поскольку как минимум два послевоенных поколения воспитаны на дистанционных покупках по почтовым каталогам. С появлением интернет-коммерции просто поменялся канал покупок. Что касается качества работы интернет-магазинов, то оно в принципе сопоставимо. Даже рейтинги наиболее продаваемых и покупаемых товаров в России и США совпадают.
Отчасти наше отставание в развитии онлайновой торговли связано с инфраструктурными проблемами: доступность интернета, каналы связи, платежная, логистическая, торговая инфраструктуры - все эти цепочки у нас только формируются, что, конечно же, влияет не лучшим образом на качество отечественной интернеткоммерции. Но, уверяю вас, ее огрехи - это отнюдь не наша национальная особенность: в мире нет ни одного интернетмагазина (кроме локальных, нишевых), который имел бы на складах весь ассортимент товаров. Например, сделав заказ в Amazon.com, вы запросто можете его не только не дождаться, но даже ответа не получить - только в банковской выписке увидите возврат денег.
- Насколько быстро растут в России продажи через интернет?
- Я бы сказал, что в сегменте b2c идет становление рынка: практически во всех товарных нишах формируется реально конкурентная обстановка. Интернет-коммерция в сегменте b2c в России активно растет (среднегодовые темпы - 40-60% в зависимости от категории товаров) на протяжении последних пяти лет, и эта тенденция сохранится как минимум еще три-четыре года, если не случится глобального экономического кризиса. Потенциал для этого огромный как в столицах, так и в регионах. Среднегодовойтемп увеличения оборота Ozon.ru составляет 50-55%.
- Сильно ли отличается структура ваших затрат от затрат офлайновой торговой компании?
- В Ozon.ru сейчас работают 400 человек, не считая персонала курьерской службы. Валовая сумма расходов сопоставима с затратами офлайновой компании, но она сильно отличается по структуре: у нас, например, нет расходов на торговые площади и персонал торгового зала, зато существенные расходы на "железо", трафик и т. д.
- Как вы полагаете, у каких магазинов больше шансов на успех: чистых онлайновых проектов или интернет-представительств крупных офлайновых ритейлеров?
- При грамотном ведении бизнеса шансы на успех имеют и те и другие. Хотя, конечно, когда для офлайновых ритейлеров канал интернет-продаж станет не просто данью моде и бесплатным приложением к основному бизнесу, а активно развивающимся равноправным бизнесом, лицо современной российской интернет-коммерции сильно изменится.
Деловая газета "Бизнес"