03.10.2006

«Коммерсантъ» тиражирует Васильева




Фото: Константин Куцылло

Новый шеф-редактор ИД «Коммерсантъ» Андрей Васильев после вступления в уже знакомую для себя должность признался, что за прошедший без него год тиражи издания упали. По мнению экспертов, конкуренция на рынке серьезно выросла и «Ъ» придется серьезно постараться, чтобы изменить эту тенденцию.

Андрей Васильев в пятый раз вернулся в «Коммерсантъ» – «Газета.Ru» в пятницу писала об официальном объявлении назначения Васильева на пост шеф-редактора ИД. По его словам, это возвращение «в дом родной» и коллектив его принял даже более восторженно, чем он ожидал. «Я никогда не был добрым начальником и система штрафов, которая сейчас существует не только в «Коммерсанте», но и во многих других газетах, была введена именно мной», – отметил он на пресс-конференции в понедельник. Правда, на встрече с редакционным коллективом в воскресенье Васильев сразу предложил коллегам «пряник» – пообещал наладить систему питания в редакции. Собственник ИД Алишер Усманов тогда же «представил» Васильева редакции так: «Возвращаю вам вашего Васю».

Между тем, кадровых революций в издании, по словам Васильева, не предвидится: «Я вообще не сторонник революций. Мой стиль руководства скорее ближе к манере полководца Кутузова, поэтому никаких резких движений делать не буду». Он, впрочем, не исключил, что в ближайшее время в газете появится определенное количество новых людей, а кто-то может покинуть издание.

Новый шеф-редактор ИД «Коммерсантъ» пообещал журналистам, что редакционная политика газеты вряд ли изменится. «Коммерсантъ» может существовать только как никем не ангажированное издание, – отметил он. – Газета должна только фиксировать события дня». При этом Васильев рассчитывает на то, что новый собственник ИД Алишер Усманов разделяет его точку зрения. «Человек понимает, что купил инструмент для удаления заноз, и если им начать забивать гвозди, толку не будет», – в совей образной манере заявил он. Между тем, по мнению шеф-редактора «Ъ», Усманов – человек в медиабизнесе новый, поэтому ему нужно будет гораздо больше объяснять, чем предыдущим собственникам.

Судя по всему, Васильев надеется, что сумеет сработаться с владельцем ИД. «Усманов – агрессивный бизнесмен, он хочет покупать и другие медиаактивы, возможно, относительно каких-то проектов мы не сойдемся во мнении, – сказал он. – Владельцу могут нравиться какие-то заметки, а могут не нравиться – это его дело». При этом Васильев надеется на свое умение убеждать: «Если что-то ему не понравится, мне придется объяснять, почему эта заметка была опубликована». Напомним, что накануне отставки бывшего шеф-редактора ИД Владислава Бородулина Усманов рассказал журналистам, что недоволен некоторыми опубликованными в газете текстами. «На следующий день после объявления о том, что я приобрел газету, в ней выходит статья, на мой взгляд, ненужная. Я считаю, что тема трудоустройства детей высокопоставленных людей – не тема первых страниц «Коммерсанта», – рассказал владелец газеты в интервью «Ведомостям». Речь шла о тексте «Сынпромэнерго», который был опубликован в газете 2 сентября. Васильев, кстати, отметил, что Усманову не стоило обсуждать свое недовольство Бородулиным с журналистами.
«И я ему об этом сказал», – заявил он.

Сам Васильев, кстати, работой предшественника недоволен. «Я бы не хотел рецензировать работу газеты за год моего отсутствия, но многое меня не устраивает, – сказал он. – За год аудитория газеты ощутимо упала, а ведь у газет очень инертный потребитель. Если он уходит, его очень непросто вернуть». Судя по всему, в ближайших планах Васильева – довести до ума начатую работу по переводу издания на цветной макет («На ближайшие четыре месяца работы хватит», – заметил он) и поправить ситуацию с тиражами. Сейчас официальный тираж газеты составляет 86310 экземпляров.

Эксперты, впрочем, не очень верят в возможность вернуть «Ъ» прежние позиции. «Падение тиражей – общая тенденция для всей деловой прессы, – сказал «Газете.Ru» глава ИД «Родионова» Алексей Волин. – Дело не в «Коммерсанте», а в общей ситуации на рынке. Сказалась конкуренция со стороны «Ведомостей» и «Бизнеса» – они «отъели» от аудитории «Ъ» часть людей».

При этом Волин не верит в то, что сейчас для «Ъ» ситуация на рынке благоприятная: «РБК запустило газету «РБК Daily», которая хоть и не в состоянии составить серьезную конкуренцию изданию, но отнимает аудиторию у многих бизнес-изданий за счет массированной рекламной компании».

С Волиным согласен и гендиректор TNS Gallup Media Руслан Тагиев. «Конкуренция между «Ведомостями» и «Коммерсантом» очень жесткая, – сказал он. – По нашим данным, в последнее время «Коммерсантъ» имел отрицательную динамику по объему аудитории, в то время как «Ведомости» серьезно росли». Тагиев, впрочем, отметил, что несмотря на отрицательную динамику тиражей «Ъ», газета все равно лидирует по объему аудитории. «Не стоит упускать из виду и того, что конкуренция на рынке серьезно выросла – ее составили газета «Бизнес» и «РБК Daily», поэтому шеф-редактору «Ъ» придется предпринять серьезные шаги, чтобы повысить показатели», – отметил гендиректор TNS.

По мнению многих экспертов газетного рынка, последний год для «Коммерсанта» действительно оказался неудачным. «Например, «Ведомости» более динамичны и больше ориентированы на бизнес, – сказал «Газете.Ru» один из них, пожелавший остаться неизвестным. – «Коммерсантъ» попытался стать более общей газетой, но, потеряв Васильева и предыдущую команду, утратил эмоциональную составляющую, которая была необходима. И ничего взамен газета предложить не смогла».

Правда, по мнению эксперта, нынешнее возвращение Васильева может оказаться запоздалым.

Алина Ребель

Газета.RU