"Уникум" покидает игорный бизнес. Атака властей на игорный бизнес заставила уйти с рынка первого крупного игрокаКак стало известно "Бизнесу", крупнейший в России производитель игровых автоматов группа "Уникум" решила окончательно уйти из игорного бизнеса и сосредоточиться на производстве платежных терминалов, киосков и вендинговых машин. Участники рынка признают, что у "Уникума" не было выбора: рынок игровых автоматов в России фактически перестал существовать. Как рассказал "Бизнесу" президент группы компаний "Уникум" и совладелец Ritzio Entertainment Group Борис Белоцерковский, крупнейший производитель игровых автоматов окончательно отказывается от своего основного бизнеса. "В ближайшие два-три года в России не будет рынка игорного оборудования",- уверен Белоцерковский. Освоением производства платежных терминалов "Уникум" занялся еще в середине 2005 года, когда ситуация с законодательством уже внушала участникам рынка игорного оборудования серьезные опасения. По словам Бориса Белоцерковского, "терминальный" рынок в мире растет на 35% ежегодно. "Это не только терминалы для оплаты услуг сотовой связи, кредитов и коммунальных услуг, это и информационные киоски, автоматы по продаже цифрового контента, транспортных билетов и многого другого",- говорит Белоцерковский. Он отмечает, что доля выручки от неигровой продукции в первом полугодии 2006 года у "Уникума" не превышала 10%, а уже в третьем квартале эта цифра составила примерно 52%. "К концу первого квартала 2007-го мы надеемся достичь 60-70%, а к середине 2007-го - 95%",- прогнозирует Белоцерковский. В первой половине 2007 года "Уникум" планирует произвести 2000 терминалов. Для финансирования нового проекта "Уникум" разместит в конце октября облигационный заем на 1 млрд руб. По словам Белоцерковского, основная привлекательность нового бизнеса "Уникума" - отсутствие необходимости в больших инвестициях. "Это лишь изменение расходов на маркетинг и рекламу с одного бизнеса на другой",- констатирует Белоцерковский. "Это естественный шаг. Бизнес по производству игорного оборудования уже два года фактически не существует. А производственные мощности нужно каким-то образом заполнять'BB,- говорит председатель совета директоров группы Rosgame Евгений Матвейчук. Директор по маркетингу компании "Честная игра" Анна Трубецкая отмечает, что уход от производства игровых автоматов может стать тенденцией. "В связи с нападками государства на игорный бизнес и политической направленностью этих нападок "Уникум" больше не хочет ассоциироваться с игорным бизнесом",- предполагает она. Кроме того, достичь рентабельности двухлетней давности уже невозможно, заключает Трубецкая. По ее словам, и в "Честной игре" 70% мощностей производства идет на платежные терминалы. "Такая диверсификация логична: это наиболее близкий нам бизнес",- говорит она. Бывшие конкуренты "Уникума" считают рынок платежных терминалов быстрорастущим, но непростым. "Себестоимость терминала - $2,5-3 тыс., а их рентабельность не превышает 10%",- говорит Матвейчук из Rosgame. Терминалы берут 2-3% комиссии, а платежные терминалы "Евросети", кассы в торговых точках берут 0%, добавляет Матвейчук. Однако он позитивно оценивает производство вендинговых автоматов. "В течение трех-пяти лет этот бизнес достигнет неплохих оборотов, 20-30% своих мощностей они этим загрузят",- уверен Матвейчук. Не считают серьезным конкурентом "Уникум" и производители платежных терминалов: "Быстро перекинуться с одного бизнеса на другой не так легко, 60-70% рынка уже поделено между крупными игроками",- говорит продактменеджер компании "ШтрихМ" Алексей Филиппов. "Платежные терминалы - сложная сфера, для работы в этом сегменте нужно иметь свое программное обеспечение и конструктивную базу",- добавляет он. А менеджер проектов компании SFOUR Александр Тимофеев добавляет, что основным преимуществом бывших "игорников" на новом рынке станут цены: "Компании, занимавшиеся ранее производством игорного бизнеса, с приходом на рынок терминалов стали демпинговать: если год назад цена за один терминал составляла $5 тыс., то сейчас она опустилась до $3,5 тыс.". АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА Деловая газета "Бизнес" |