12.10.2006


На рыбалку опять не поедем... Обзор екатеринбургского рынка рыбных пресервов



Исследования Центра маркетинговых и социологических исследований фонда «Социум»

  Рыбные пресервы не относятся к традиционным повседневным продуктам питания. Потребители обычно покупают их по случаю, например к праздничному застолью или к семейному столу в выходной день. Поэтому тот факт, что примерно в 60% домохозяйств Екатеринбурга пресервы приобретаются регулярно, можно интерпретировать как успешный результат маркетинговых усилий со стороны производителей и поставщиков этой продукции.
  При условии, что средний чек одной покупки пресервов составляет 88–112 рублей, а средняя интенсивность приобретения этой продукции – примерно 3 раза в месяц, текущая стоимостная емкость екатеринбургского рынка рыбных пресервов варьируется в пределах 87–109 млн рублей.
  Более активными покупателями рыбных пресервов являются потребители со средним и высоким уровнем доходов. Средняя интенсивность покупки в этих сегментах потребительского рынка составляет 3–4 раза в месяц. Покупатели же с невысоким уровнем доходов – до 6000 рублей на одного члена семьи – позволяют себе покупку пресервов не чаще 1–2 раз в месяц. Кроме того, для покупателей с высоким и средним доходом характерны и существенно большие затраты на приобретение пресервов: в этой группе чек разовой покупки в среднем составляет 124 рубля, что в 2 раза превышает стоимость разовой покупки в низкодоходном сегменте.
  В отличие от продовольственных товаров повседневного спроса, которые приобретаются преимущественно в небольших магазинах формата «около дома», пресервы екатеринбуржцы предпочитают покупать в крупных продовольственных магазинах. В крупных сетевых супермаркетах пресервы приобретают 58,2% респондентов, а в универсамах – 34,4% опрошенных (рис. 1). Ассортиментная линейка в данных торговых форматах значительно богаче, и выкладка товара позволяет покупателю не спеша рассмотреть продукт. Кроме того, предпочтения покупателей относительно формата торговой точки объясняются еще и опасением приобрести в мелких продовольственных магазинах, на оптовом рынке или в павильонах «залежалый», негодный к употреблению товар.

1  2

  Даже беглый взгляд на витрины магазинов Екатеринбурга обнаруживает наличие в ассортиментной структуре розницы рыбных пресервов разного типа обработки и фасовки.  Горожане чаще всего приобретают данный продукт в типичной для него упаковке – на подложке или в пластиковой банке. Как показали результаты опроса, пресервы на герметично упакованной подложке покупают 74,5% опрошенных (рис. 2). Пластиковую банку с герметичной крышкой предпочитают 70,7% респондентов. Многообразие видов упаковки позволяет покупателю соразмерять приобретение этих скоропортящихся продуктов с ситуацией их потребления: сразу с прилавка на стол или впрок для праздничного стола. Исключение могут составлять только небольшие продовольственные магазины, в ассортименте которых чаще встречаются развесные пресервы, которые по старинке фасуются в полиэтиленовые пакеты. Металлические и стеклянные банки попадают в покупательские корзины значительно реже. В основном это деликатесные морепродукты и продукты на основе икры.
  Анализ поведения потребителей позволяет утверждать, что при покупке пресервов наиболее значительную роль играет именно упаковка. Воспринимаемая потребительская ценность упаковки пресервов связана прежде всего с ее информативностью – указанием даты изготовления, срока хранения продукта, состава маринада и приправ. Не случайно именно срок хранения пресервов является одним из основных факторов, определяющих покупательский выбор – на дату выпуска и срок годности в первую очередь обращают внимание 48,5% опрошенных (табл. 1). Внешний вид упаковки имеет решающее значение для 40,4% респондентов. Стоит также отметить, что пресервы относятся к категории товаров, покупка которых во многом зависит от визуального восприятия, от того, насколько внешний вид продукта привлекателен, вызывает доверие. Поэтому предпочтительной является прозрачная упаковка, подчеркивающая аппетитность продукции.

3

  Кроме того, при выборе пресервов 4,1% опрошенных ориентируются на внешний вид заливки, производство продукции в России, размер рыбных кусочков, ГОСТ, штрих-код, цвет и прозрачность масла.
  Что касается марочных предпочтений, то потребительский рынок пресервов в Екатеринбурге сегодня сложно назвать брендированным, скорее он находится на стадии знакомства потребителей с брендами и формирования марочных диспозиций. Подтверждением данного вывода является то, что картина марочных предпочтений носит очень размытый характер и определяется скорее дистрибьюцией, а не потребительской лояльностью. Так, 60% регулярных покупателей пресервов вообще не смогли определить, какую марку они обычно покупают, а оставшиеся 40% опрошенных перечислили порядка 55 марок, причем 38 из них упоминаются по 1–2 раза. Исключение составляет только марка «Русское море» (ЗАО «Русское море», Москва), которая с большим отрывом лидирует на местном рынке – ее назвали 52,2% респондентов (табл. 2). 

4

  Таким образом, в целом в ситуации выбора рыбных пресервов екатеринбургские покупатели в первую очередь руководствуются потребительскими свойствами и внешним видом продукта, а в меньшей степени – ценой. Лояльность по отношению к марке определяет выбор не более чем 5–7% покупателей, остальные потребители выраженных марочных предпочтений не имеют.
  Оптимальным форматом для розничной продажи пресервов в Екатеринбурге являются крупные супермаркеты и универсамы – в том числе сетевые, пользующиеся доверием покупателей как предприятия торговли, гарантирующие качественную продукцию и соблюдающие сроки реализации товаров.
  Скорее всего, сложившиеся типичные формы покупательского поведения на рынке рыбных пресервов сохранятся, а объемы продаж, в случае стабильного роста уровня благосостояния горожан, будут стабильно увеличиваться. Кроме того, ситуация на потребительском рынке пресервов в ближайшей перспективе будет развиваться в направлении повышения степени брендированности рынка, как за счет увеличения ассортиментной линейки уже представленных марок, так и за счет появления новых.

Ольга Рыбакова



FOODMARKET