23.10.2006

Дешевые мобильники не для России



Крупнейшие производители мобильных телефонов опубликовали отчеты за третий квартал. Sony Ericsson показывает рост прибыли, растет также и Samsung, а прибыли лидеров рынка – Nokia и Motorola – падают. В России продается все меньше сотовых телефонов, правда, отечественные абоненты покупают все более дорогие телефоны.

Участники «большой пятерки» производителей мобильных телефонов – Nokia, Motorola, Samsung, Sony Ericsson и LG Electronics – опубликовали на этой неделе финансовые отчетности за третий квартал 2006 года.

Лидер рынка Nokia выпустила в третьем квартале 88,5 млн аппаратов, на треть больше, чем за аналогичный период 2005 года. Объем продаж компании за это время вырос на 20% и составил $12,7 млрд, но чистая прибыль Nokia размером $1,056 млрд оказалась меньшей, чем год назад 1,1 млрд, снизившись на 4%. Как признала сама компания, снижению прибыли способствовало увеличение доли в продажах телефонов начальной ценовой категории и сокращение доли более дорогих и функциональных моделей.

В общей сложности лидеры рынка – Nokia, Motorola, Samsung, Sony Ericsson и LG Electronics – выпустили в третьем квартале 2006 года 254,9 млн мобильных телефонов, что на 7,9% больше, чем в предыдущем квартале, и почти на 21% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если эта тенденция продолжится, то к концу 2006 года будет продан миллиардный мобильный телефон, утверждает IDC.

Это незамедлительно сказалось на снижении средней розничной цены мобильных телефонов Nokia: со 102 евро во втором квартале 2006 года до 93 евро в третьем квартале 2006 года. Для сравнения: средняя розничная цена телефона Sony Ericsson увеличилась и составила 147 евро.

Motorola – второй производитель сотовых телефонов в мире – в третьем квартале продала 53,7 млн трубок, что на 39% больше, чем год назад. При этом выручка подразделения Motorola по производству мобильных телефонов увеличилась на 26% до $7,03 млрд, но прибыль сократилась на 45%.

На рынке бытует мнение, что такие результаты компании стали следствием того, что после выпуска в 2004 году революционного на тот момент мобильного телефона Razr V3, Motorola практически не представила ничего кардинально нового. Компания долго пользовалась успехом Razr, клонируя его, выпуская его в самых разных цветовых решениях. А конкуренты – компании Nokia, Samsung и Sony Ericsson – тем временем завалили рынок новыми, более технологически совершенными мобильными телефонами.

Так, Samsung X820 (6,9 мм) «отобрал» у V3 (13,9 мм) звание самого тонкого телефона в мире, Nokia запустила мультимедийную N-серию, а Sony Ericsson выпустил музыкальные телефоны Walkman и камерафоны.

Motorola, а вместе с ней и Nokia, теперь изо всех сил стараются наверстать упущенное: компании продвигают на развитых рынках более прибыльные смартфоны и мультимедийные телефоны. Например, в российском офисе IDC в шутку говорят о Nokia «это наше все», отмечая, что компания – устойчивый лидер на отечественном рынке. Эксперт IDC Ксения Кирсанова подтвердила, что продажи компании в России пусть и медленно, но растут.

Третий производитель телефонов в мире – компания Samsung – показывает гораздо лучшие результаты, чем два лидера «большой пятерки». Так, чистая прибыль компании за третий квартал 2006 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 16%, до $2,28 млрд. Объем продаж за июль–сентябрь 2006 года увеличился на 5% – до $15,86 млрд. Годом ранее этот показатель составлял $15,16 млрд. Напомним, что во втором квартале чистая прибыль Samsung упала на 11%, что объяснялось вынужденным снижением цен на мобильные телефоны компании после выпуска новых моделей основным конкурентом южнокорейской фирмы – финской Nokia.

Очир Манджиков, руководитель пресс-службы Divizion, подтверждает успешную тенденцию продаж компании в России, объясняя это тем, что «Samsung имеет довольно сбалансированную и разнообразную линейку мобильных телефонов». Эксперт считает удачными «флагманские модели» cерии D и E и серию The Ultra Edition.

Cледом идет компания Sony Ericsson, которая показала самые завидные результаты работы в третьем квартале 2006 года, если учитывать динамику роста: так, прибыль компании за год увеличилась почти на 200%: в третьем квартале этого года она составила $372,5 млн, а в третьем квартале 2005 года $130 млн. Такая работа стала результатом новой стратегии компании, которая после долгих неудач и даже разорения немецкого подразделения решила «взяться за ум» и догнать лидеров рынка.

«Sony Ericsson увеличила прибыль и выручку больше, чем остальные производители, потому что компания предлагает высокотехнологичный продукт, который очень нравится потребителям. Успех компании принесли высокие продажи телефонов из K-серии (K510i, K750i, K790i, K800i) и музыкальные телефоны из серии Walkman. В России у компании самые хорошие перспективы развития», – утверждает Манджиков.

Компания LG Electronics, замыкающая «большую пятерку», показывает неплохие продажи, но, тем не менее, очень большое падение прибыли. Так, поставки сотовых аппаратов LG составили примерно 16,5 млн штук, что на 7% больше, чем год назад. Выручка подразделения сотовых телефонов LG Electronics в третьем квартале 2006 года составила около $2,226 млрд. Но прибыль мобильного подразделения LG Electronics снизилась на 36% из-за уменьшения средней цены на мобильные телефоны.

Результаты работы компаний в России, как оценивают аналитики, похожи на общемировые. Правда, данные продаж в нашей стране исследовательские компании обещают обнародовать только к середине ноября. Единственное, чем мы отличаемся от всего мира, – это общим падением продаж мобильных телефонов. Если мировые продажи возрастают за счет Латинской Америки, Индии и Китая, то в России, по данным, например, аналитиков Divizion, в этом году будет продано на 12% меньше, чем в прошлом году

. Согласно прогнозам, российские продажи упадут с 31,5 млн до 28 млн телефонов. В IDC подтверждают эту тенденцию, но с цифрами пока не торопятся. «Российский рынок достаточно насыщен и в количественном выражении уже не растет, только в стоимостном», – отмечает Кирсанова.

Эти прогнозы в очередной раз подтверждают, что российский рынок сотовой связи близок к насыщению. Поэтому продажи сотовых телефонов падают. Однако продавцы телефонов для увеличения своих прибылей стараются продавать больше дорогих многофункциональных телефонов. Видимо, и дальше рынок будет развиваться за счет так называемого рынка замены: абоненты сотовой связи должны будут постоянно обновлять свои телефоны.

Анна Дорофеева

Газета.RU