31.10.2006

"Региональная медиагруппа" настроилась на радиоволну, начав скупку радиостанций



Как стало известно Ъ, ООО "Региональная медиагруппа", принадлежащее президенту ТВ-3 Ивану Таврину, приобрело радиостанцию и телестанцию в Красноярске. Участники рынка отмечают, что господин Таврин, до сих пор известный своими инвестициями в региональное ТВ, переключился на радиостанции, спрос на которые начал расти в условиях дефицита телеактивов. За последний год радиоактивы подорожали на 30-40%. Информацию о приобретении Региональной медиагруппой 100% красноярского ЗАО "Европа плюс Енисей" у красноярского предпринимателя Игоря Юсьмы Ъ подтвердил Иван Таврин. От более подробных комментариев он отказался. Источник на медиарынке сообщил, что сделка была закрыта недавно, а ее сумма составила около $5 млн. ЗАО "Европа плюс Енисей" принадлежат телестанция, являющаяся красноярским партнером канала MTV, и радиостанция–партнер "Европы плюс".

Господин Таврин – известный на региональном телевизионном рынке бизнесмен, до сих пор специализировавшийся на краткосрочных инвестициях в местные телестанции. Так, в 2005 году он активно скупал телестанции в регионах, а в начале этого года продал пакет из восьми станций в региональных центрах телеканалу ТВ-3 – по оценкам, за $12 млн. Теперь Иван Таврин, похоже, решил изменить профиль инвестиций. Участник рынка, информированный о сделке с "Европа плюс Енисей", отмечает, что в ЗАО Региональную медиагруппу прежде всего интересовала радиостанция. Он обращает внимание, что группа сегодня уже владеет десятком радиостанций в регионах, в том числе в Петербурге ("Классика") и Екатеринбурге ("Хит"). В пользу этой версии говорят и слова гендиректора MTV Russia Леонида Юргеласа, сообщившего Ъ, что его компания уже договорилась о приобретении своего красноярского партнера. Господин Таврин, правда, пока опровергает информацию о продаже только что приобретенной телестанции.

Участники рынка не сомневаются, что Региональная медиагруппа скупает радиостанции для последующей перепродажи. "Сейчас на рынке не осталось свободных теле- и радиоактивов первой величины,– констатирует президент 'СТС Медиа' Александр Роднянский.– Консолидация станций второго эшелона в руках одной компании повысит их стоимость, это будет выгодное пакетное предложение для тех игроков, которые находятся в интенсивном развитии и заинтересованы в скачкообразном росте". По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России, объем рынка радиорекламы в 2005 году составил $300 млн, причем треть этой суммы, по данным экспертов, пришлась на регионы. Региональные рекламные бюджеты на радио ежегодно растут на 30%, в то время как федеральные – на 20%.

Эксперты признают, что компании, зарабатывающие на скупке и перепродаже региональных электронных СМИ, вынужденно переориентировались на радиостанции. Работать с более востребованными рынком телеактивами стало сложно: они сейчас в дефиците, за них борются крупные инвесторы. "Телестанций меньше – максимум 15-16 в каждом городе, и свободные частоты выставляются на конкурс крайне редко,– говорит бывший совладелец радио 'Арсенал' Николай Грахов (как и Иван Таврин, он активно инвестирует в региональные проекты и сейчас с партнерами владеет примерно 10 радиостанциями).– В региональных городах вещает по 15-20 радиостанций, и частоты продолжают выставляться на конкурс". Кроме того, по его словам, телеканалы часто используются в политических целях и, следовательно, не продаются.

Спрос на региональные радиоактивы в ближайшие годы будет расти, так как в расширении сетей заинтересованы не только новые радиопроекты, но и существующие игроки. "Даже крупнейшие на сегодняшний день сети ('Русское радио', 'Европа плюс', 'Авторадио'.– Ъ) далеко не во всех городах вещания имеют доли в станциях-партнерах,– говорит гендиректор радиостанций 'Сити FM' и Relax FM Михаил Эйдельман.– Покупка долей в этих компаниях увеличивает капитализацию сети в целом, и приведенные в порядок активы рано или поздно их заинтересуют". С ним соглашается глава вещательной корпорации "Проф-Медиа" ("Авторадио", "Юмор FM", "Энергия") Александр Варин: "Крупной компании легче договариваться с крупным игроком, чем скупать разрозненные активы".

О том, что спрос на региональные радиоактивы уже начал расти, свидетельствует заметный рост их стоимости за последний год. Участники рынка отмечают, что интерес к радиоактивам проявляют крупные холдинги, например принадлежащая "Базэлу" компания "Формедиа" или "РосТ.С" ЛУКОЙЛа. "Год назад хорошая станция в городе-миллионнике стоила $500 тыс., сейчас – $700 тыс.,– говорит Николай Грахов.– То есть цена активов выросла на 30-40%". По его словам, в крупных и наиболее привлекательных городах, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов, Самара, уже сложно что-либо купить: "В Екатеринбурге за последний год была всего одна сделка. Кстати, провела ее Региональная медиагруппа".

ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА; НОННА Ъ-ГОНЧАРЕНКО, Красноярск

КоммерсантЪ