01.11.2006

Россиянам гарантируют отдых. В скором времени российское законодательство в области туризма может измениться


В скором времени российские туристы смогут получить от государства гарантии того, что их не обманут недобросовестные туроператоры. 18 октября в Государственной думе в первом чтении был принят проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Поправки должны гарантировать туристам возмещение финансового и морального ущерба в случае некачественной работы туроператоров и турагентов.

Несмотря на то что сейчас идет доработка закона с учетом дополнений от региональных работников туристической отрасли, в Российском союзе туриндустрии предлагают повременить с введением закона в действие.

Гарантии потребителю

«С принятием нового закона туроператору нужно будет записаться в Федеральный реестр туроператоров и получить свидетельство»

В туристическом потенциале Россия не уступает многим странам, которые уже давно сделали туризм одной из основных статей госбюджета. Вместе с тем туристический поток в нашу страну сравнительно невелик – это объясняется низким уровнем сервиса, плохим продвижением туристического бизнеса за рубежом и слабой материально-технической базой. С приближением вступления России в ВТО необходимо скорректировать существующий закон «Об основах туристической деятельности в РФ» в сторону международного законодательства, которое во многих странах уже давно гарантирует качество услуг своих туроператоров.

О том, на какие грабли чаще всего наступает российский турист, рассказала заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Надежда Назина. Во-первых, наши туристы не очень внимательно читают предложенные им документы, чем и пользуются недобросовестные туроператоры, – часто договор заключен с фирмой «Улетайка-тур», билет приобретала «Улетайка-турс», а сам ваучер выдает «Улетайка-тревел». Таким образом фирма снижает возможный уровень ответственности и уходит от налогов.

Но есть еще одна стандартная ситуация, которую давно пора изменить, заявила Назина. Схема выглядит так: недовольный турист требует возмещения ущерба, но туроператор ему отказывает. Оскорбленный путешественник отправляется в суд, суд выносит решение о возмещении ущерба, но тут у фирмы не оказывается ни ликвидного имущества, ни денег на расчетном счете. Можно обратиться к судебному приставу, тот также проверит, что ни денег, ни имущества нет, и вынесет решение о невозможности исполнения судебного решения.

Чтобы избежать подобной патовой ситуации, в новом проекте федерального закона предусмотрена гарантия – банковская или страховая, из которой недовольным сервисом будет в случае претензий выплачено возмещение.

Назина рассказала о предполагаемой схеме разрешения конфликта после вступления закона в силу. Итак, потребитель обращается с претензиями к туроператору, допустим, тот отказывает, и тогда потребитель обращается непосредственно к гаранту (банку или страховому обществу). У туроператора есть право обратиться в суд, если он не согласен с претензиями потребителя. Если потребитель сумеет доказать суду, что он не получил обещанных услуг в полной мере или ему вовсе их не предоставили, то по решению суда гарант выплатит деньги потребителю.

Кто заплатит за потрясения на рынке?

Председатель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько
Председатель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько

Размер фондов на возможные возмещения определен следующий: для фирм, которые занимаются выездным туризмом, – 10 млн. рублей, внутренним – 1 млн. (хотя во время обсуждения проекта закона поступали предложения поднять суммы до 100 и 10 млн. рублей соответственно). Срок финансовой гарантии – 1 год, за 3 месяца до истечения этого срока договор туроператора нужно будет продлить. Надежда Назина подчеркнула, что данные суммы не являются депозитарными и из оборота фирмы выводиться не будут. «Некоторые недобросовестные СМИ зачем-то упорно распространяли подобные слухи – этого не будет, речь будет идти только о размере комиссии, это будет от 1 до 4% от вышеуказанных сумм, то есть около 50–80 долларов в месяц», – отметила Назина.

Кроме того, с принятием нового закона туроператору нужно будет записаться в Федеральный реестр туроператоров и получить свидетельство, подтверждающее его право на работу, – тех, кто будет работать без этого свидетельства, ожидает административная ответственность. В свете этого потребитель по приходе в фирму может потребовать предъявить ему полную информацию о туроператоре: посмотреть договор, узнать порядок расчетов и удовлетворения претензий, осведомиться о наличии свидетельства.

Но не все представители российской туристической отрасли так оптимистично настроены – о вреде преждевременных решений заявил председатель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Он напомнил, что до сих пор нет ни подзаконных актов, ни четкого обоснования сумм, указанных в проекте закона. «Я спросил, откуда берется сумма в 10 миллионов. Мне ответили – это стоимость чартера, я спросил – куда, мне сказали – в Австралию. Без комментариев», – заявил Шпилько. По его словам, сейчас российский рынок туризма замер в ожидании, а многие предприниматели прямо заявляют: если этот закон не будет гарантировать защиты потребителя, то мы в этом фарсе участвовать не будем.

«Что вообще имеется в виду, когда говорится о заключении договора между туроператором и, например, банком – гарантом неких гарантийных обязательств в пользу неопределенных третьих лиц? Такого ведь просто не может быть! Как страховщик будет отвечать по договору, который в 95% случаев заключает агент, а не туроператор?» – очень эмоционально спрашивал Шпилько.

Он также добавил, что в случае потрясения рынка он может сократиться приблизительно на 20% и колебания цен отразятся в первую очередь на потребителе. «А в случае если, скажем, в регионе останется несколько крупных игроков, а мелкие уйдут, они договорятся, и повторится ситуация, аналогичная недавнему бензиновому кризису», – подчеркнул Шпилько.

В ответ Надежда Назина заверила его, что все эти вопросы, включая проработку необходимых подзаконных актов, будут решены к принятию законопроекта во втором чтении. Нам, то есть потребителям, остается только ждать и надеяться, что все будет хорошо.

Екатерина Сапогова

Взгляд