В реалити-шоу нашлось место для творчества. Объявлены номинанты на Turner PrizeФил Коллинз надеется получить Turner Prize за собственный офис — рабочее пространство созданной им компании Shady Lane Productions Фото: AFP В лондонской галерее Тейт открыта выставка номинантов на премию Тернера – Turner Prize 2006, престижнейшую награду в области современного искусства. Некоторые номинанты решили показать различие между телевидением и реальностью, поставив тем самым под сомнение и сам процесс присуждения премии. Премия, учрежденная в 1984 году, ежегодно присуждается британским художникам не старше 50 лет за выдающуюся выставку или иную презентацию их творчества за год. В финал конкурса проходят четыре автора; победителю вручают ?25 тыс., трое остальных получают по ?5 тыс. В разные годы премией были отмечены Дэмиен Хирст, Трейси Эймин, Аниш Капур, братья Чапмены – Гильберт и Джордж, Рейчел Уайтред, Крис Офили. Любой ценой привлечь публику к современному искусству – с этой задачей премия справляется блестяще. Ее популярность растет прямо пропорционально степени провокационности произведений номинантов. Как-то даже удивляет, как неизменно из года в год премия дразнит общество. Уж на что англичане умеют скрывать свои чувства, но номинанты премии Тернера и их сумели "достать". Взять хотя бы знаменитую историю с посещением выставки 2002 года министром культуры Великобритании Кимом Хоуэллсом. Экспозиция привела министра в бешенство, в книге отзывов он охарактеризовал увиденное как "холодное, механическое, концептуальное дерьмо". Однако даже шокирующие признания льют воду на мельницу премии. Журналист Observer, писатель Линн Бербер, приглашенная в этом году в жюри премии, в подробной статье описала свои впечатления от работы. Несмотря на то что Линн энтузиаст британского современного искусства, она призналась, в какое уныние ее повергли низкое качество, банальность или "полусырое" состояние многих произведений: "Невозможно поверить, что галереи показывают это". Хотя формально все желающие могут присылать свои заявки на участие в конкурсе, журналистка заявляет, что результат их стараний будет равносилен тому, как если бы они просто выбросили эти заявки в мусорный ящик. У Линн сложилось впечатление, что призовые места заранее распределены, а ее пригласили в жюри исключительно на роль "фигового листа". Возглавляющий жюри директор галереи Тейт Николас Серота в каталоге дает другую интерпретацию системы отбора претендентов: "Список финалистов – это скорее отражение пристрастий жюри, чем вежливый кивок во все стороны". Солидная денежная часть, возможность показать свои работы в одной из главных галерей страны в сочетании с обширной рекламой и всеми вытекающими отсюда последствиями (то бишь выставками, продажами, престижными заказами) делает эту премию желанной для многих. Да и то сказать, за годы существования премии народ многое повидал, ко многому попривык и притерпелся. Так что выставка этого года даже как-то разочаровывает любителей настоящего "серьезного" шока отсутствием такового. Редчайший случай – среди номинантов премии традиционный художник, живописец Томма Абтс. Соискателями этого года стали также Ребекка Уоррен с серией женских фигур из необожженной глины, Марк Титчнер (инсталляция "Как изменить поведение" и кинетическая скульптура "Ergo Ergot"), Фил Коллинз (видеопроект "Возвращение реального"). Живописные композиции Томмы Абтс поражают своей классичностью при том, что трудно втиснуть их в рамки какого-то стиля. Работая над своими полотнами, Абтс не помещает их на подрамники, а кладет на стол. И слой за слоем наносит краски, пока те не начинают обретать некую форму. Автор утверждает, что, приступая к картине, она не имеет в голове никакой определенной идеи или замысла; единственное, что остается заданным,– это формат ее полотен – 48х38 см. Томма говорит, что возникающие на полотнах формы "ничего собой не символизируют и ничего не описывают, они представляют сами себя". Для названий своих картин художница, родившаяся в Германии, выбирает из словаря немецких имен те, которые, по ее мнению, создают фонетический резонанс с живописной композицией. Фил Коллинз, работающий в фотографии и видеоинсталяции, представил проект "Возвращение реальности", выполненный к биеннале современного искусства в Стамбуле в 2005 году. Это видеоинсталляция из ряда интервью (каждое длится около часа) с людьми, убежденными, что их жизнь была разрушена участием в реалити-телешоу. 15 интригующих, порою шокирующих, трагичных, иногда завораживающих историй, рассказанных с экрана экс-участниками шоу, затягивают в чужие жизни и заставляют забыть, что ты пришел на выставку. Вторая часть "Возвращения реальности" снимается в Бильбао, а третью часть Фил намерен снять в Великобритании. Для этого в одном из залов выставки он разместил экспонат – попросту говоря, обыкновенный стандартный офис. Это рабочее пространство созданной Коллинзом компании Shady Lane Productions, которая и занимается реализацией проекта под неусыпными взглядами зрителей, пришедших на выставку и имеющих полное право и возможность отслеживать все действия четырех сотрудников компании с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00. Благо, видимость через большое окно офиса прекрасная. А смотреть, похоже, будет на что. Если найдутся желающие ответить перед камерой на вопросы, написанные на стенах офиса: "Принимал ли ты когда-нибудь участие в ток-шоу или реалити-шоу?", "Имел ли этот опыт негативное влияние на твои взаимоотношения или работу?", "Чувствуешь ли ты, что твоя жизнь была разрушена из-за твоего появления на телевидении?" – Фил Коллинз исследует, как камера меняет поведение человека: то, как человек выглядит, что и как говорит, как держит себя перед камерой, отличается от реальной жизни. Художник сравнивает ситуацию в теперешней Британии с той, что была 50 лет назад: тогда говорить о себе публично, особенно о личном, интимном, считалось чем-то постыдным. "Сегодня,– говорит Фил Коллинз,– большая часть британцев на самом деле хочет быть на телевидении... Наш образ, показанный средствами медиа, как-то сразу делается более веским, разумным, заслуживающим доверия; и все же наше участие – это также и авантюра. Авантюра, потому что в конечном итоге они могут оказаться в положении, когда не смогут узнать себя на экране или будут выглядеть как карикатура на себя, и это меня интересует. Я часто думаю: а что случится на следующий день, когда ты отправишься в булочную, после того как сообщил всем, что ты проститутка-транссексуал, не заботящийся о своих детях..." 4 декабря 2006 года будет объявлен победитель. Как это и принято в мире престижных премий, начиная с "Оскара", церемония вручения будет транслироваться в прямом эфире по телевидению. Кто-то из журналистов остроумно поинтересовался: "А не появятся ли номинанты в очереди у офиса Фила Коллинза после объявления победителя, чтобы поведать в его фильме о крушении своей судьбы?" Вряд ли. Вся история премии Тернера доказывает обратное: однажды засветившись в ее лучах, и победители, и номинанты в большинстве своем остаются на авансцене современного искусства. НАДЕЖДА Ъ-ИВАНОВА, Лондон КоммерсантЪ - Украина |