Время нас учит пить. Обзор рынка минеральной воды г. Омска*Исследования маркетингового агентства «Делфи» Минеральная вода в настоящее время является достаточно популярным напитком у россиян. Во многом этому способствует мода на здоровый образ жизни, занятия спортом и т.п. Также это обусловлено и повышением уровня жизни населения страны. Наиболее популярным местом приобретения минеральной воды у омичей является традиционный продовольственный магазин, где ее покупают 39,1% омичей. Довольно большое число потребителей – 35,2% – предпочитают приобретать воду в супермаркетах. На долю павильонов, рынков и киосков приходится значительно меньше покупок – в сумме эти торговые точки набрали около 20% голосов респондентов (рис. 2). Что касается упаковки, то в настоящее время наиболее популярна пластиковая тара. Так, 92,2% омских потребителей минеральной воды покупают ее в пластиковой 1,5-литровой бутылке, тогда как воду в стеклянной бутылке объемом 0,5 литра приобретает незначительно количество покупателей – 0,4% (рис. 3). В советское время пользовалась спросом минеральная вода «Боржоми», «Ессентуки» и «Нарзан». Продукцию этих марок потребляли, как правило, в лечебно-профилактических целях. Сегодня с появлением на рынке множества марок причины покупки существенно изменились. Так, подавляющее большинство омичей – 87,1% – приобретают воду для утоления жажды, для 14,5% респондентов мотивом покупки является профилактика заболеваний, 9,4% приобретают воду для спортивных тренировок, 9% – для лечения (рис. 4). В ходе исследования был определен уровень популярности марок, представленных на омском рынке минеральной воды. Не секрет, что уровень известности марки, как правило, тесно связан с рейтингом последней покупки, то есть потребители в первую очередь вспоминают и называют те бренды, продукцию которых они предпочитают покупать. Это подтвердили и данные нашего исследования - как в отношении ведущих брендов омского рынка – «Омской-1» и «Карачинской», так и в отношении ряда других представленных на рынке марок(табл. 2). Интересной представляется ситуация с такими хорошо известными марками, как Aqua Minerale (ООО «Пепси Интернешнл Боттлерс», г. Самара), «Нарзан» (ОАО «Нарзан», г. Кисловодск) и «Святой источник» (Nestle/ЗАО «Святой источник», Москва). Они утратили свои позиции в рейтингах спонтанной известности и последней покупки, но по-прежнему имеют высокие показатели – от 60 до 95% – по уровню знания по списку. Подводя итоги исследования, можно с уверенностью сказать, что потребление минеральной воды прочно вошло в образ жизни омичей. При этом основная масса потребителей отдает предпочтение минеральной воде местного производителя под ТМ «Омская-1», достаточно давно существующей на рынке и завоевавшей признание горожан далеко не только благодаря рекламным обещаниям. *Все вопросы, задаваемые респондентам в ходе исследования, относились только к минеральной воде. Однако не все респонденты четко разграничивают для себя питьевую и минеральную воду, поэтому в статье упоминаются и некоторые марки питьевой воды. Наталья Ступина FOODMARKET |