ЧТо за пряник – чистый мед! Обзор рынка мучных кондитерских изделий МолдавииИсследования консалтингового агентства Alataur – B.I.T.C. Молдавский рынок мучных кондитерских изделий достаточно динамично развивается. Производство мучных кондитерских изделий в стране отмечено двумя заметными скачками в 2001 и 2003 годах, которые связаны с особо урожайными годами и удачными внешнеторговыми контрактами молдавских контрагентов. В целом же емкость рынка относительно не велика (рис. 1). Эта кажущаяся противоречивой ситуация легко объясняется. Во-первых, население страны тратит на сладости порядка 1,9–2,4% доходов, и эти цифры, как показывают исследования агентства Alataur – B.I.T.C., устойчиво стабильны. Во-вторых, ценовые сегменты рынка мучных кондитерских изделий (и не только их) за последние пять лет выросли в связи с притоком денег молдавских гастарбайтеров из-за границы. В самом деле, по данным официальной статистики, только в 2005 году от гастарбайтеров в Молдавию поступило около $860 млн, а некоторые эксперты считают, что этот показатель достигает миллиардной отметки. При таких доходах даже подросшие в последние годы цены на сладкую выпечку остаются вполне приемлемыми для большинства населения – за период 2003–2005 годов более 64% купленных населением сладостей пришлось именно на мучные кондитерские изделия. Предприятие выпускает более 250 наименований продукции, в том числе шоколад, конфеты, карамель, зефир, мармелад, печенье, вафли, шоколадно-вафельные торты. На национальном и международном рынках компания представляет кондитерские изделия известных брендов, в частности, печенье «Норок» и «Морэрица», вафли «Артек» и «Лира» (для диабетиков). Сбыт кондитерских изделий «Букурия» осуществляет через собственные фирменные магазины и общегородские и районные торговые сети. АО «Франзелуца» (в переводе с молдавского – «булочка») – предприятие с почти 60-летней историей, имеющее 4 хлебозавода, макаронную фабрику и другие производственные мощности, а также 36 фирменных магазинов. Ассортимент продукции компании насчитывает более 600 наименований. Более 75% экспортной кондитерской продукции предприятия уходит в Германию, где давно довольно успешно работает дистрибьюторская компания Russischer Markt, поставляющая разнообразную продовольственную продукцию, ориентированную на 3 млн бывших граждан СССР, живущих ныне в Германии. Вторая группу производителей сладкой выпечки на рынке Молдавии составляют представители малого и среднего бизнеса. Они, как правило, реализуют свою продукцию в небольших городах и поселках городского типа, районных центрах страны. Делая ставку на малые объемы производимой продукции, они сформировали свою потребительскую аудиторию с учетом местных кулинарных традиций и локальных особенностей провинциального рынка. Если к этому добавить сравнительно низкие отпускные цены и отлаженную сеть дистрибьюции, то нетрудно понять конкурентные преимущества мучных кондитерских изделий небольших компаний, стабильность их ниш в регионах. Третья группа появилась сравнительно недавно, когда в Кишиневе стали быстро развиваться крупные торговые сети. Открыв собственные или взяв в аренду цеха по производству сладкой выпечки, эти предприятия успешно конкурируют с традиционными молдавскими поставщиками мучной кондитерской продукции, а также импортерами. Правда, конкуренция эта не распространяется далее городской черты, да и в самой столице зависит от месторасположения магазина. Наконец, на молдавский рынок все более активно вторгается импортная продукция, представленная известными брендами: печенье «Юбилейное», пряники «Посиделкино» и «Маленькая Венеция» (Россия), сдобное печенье «Фрутта» и «Бризе» (Украина), печенье «Бебе» (Турция), бисквиты «Бискрем» (Румыния). Активность импорта не только прослеживается на полках продовольственных магазинов, но и подтверждается статистикой. Так, согласно официальным данным, экспорт молдавской кондитерской продукции с 1999 по 2004 годы вырос с $2,07 до 2,09 млн, тогда как импорт соответствующей группы товаров увеличился за этот же период с $0,77 до 8,38 млн. В сегодняшних условиях жесткой конкуренции для молдавских производителей кондитерских изделий, в том числе мучных, единственной возможностью поддержания своих позиций является выход на зарубежные рынки. И для этого молдавским предприятиям, в первую очередь, нужно делать ставку на качество используемого сырья и применение нестандартных маркетинговых технологий. На сегодняшний день на зарубежных рынках преимуществами мучных кондитерских изделий из Молдавии являются: использование натурального сырья; низкие цены; фактор «ностальгического синдрома» – сформировавшиеся покупательские предпочтения на молдавскую продукцию у тех потребителей за рубежом, которые представлены бывшими гражданами СССР; внедрение международных систем качества ISO 9001 – 1994 и ISO 9001. Юрий Ларюшин
|