10.11.2006

Рекламный рынок не заметил закона "О рекламе"



В среду вечером Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) опубликовала свою оценку затратат рекламодаталей за три квартала 2006 года. Как следует из этих данных, новый закон "О рекламе", вступивший в силу в июле, пока не оказал заметного влияния на темпы роста и общий объем рынка. По мнению экспертов, более показателен в этом отношении будет четвертый квартал, когда рекламодатели обычно наращивают свою активность.

Как уже сообщал Ъ, за первые девять месяцев 2006 года объем рекламы в средствах ее распространения вырос на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года и достиг $4,24-4,32 млрд. В предыдущем году за аналогичный период рекламные затраты выросли на 26% (см. таблицу). Как и год назад, динамичнее всего развивалась реклама в интернете, а наибольшую долю в общих расходах занимала телереклама.

Участники рынка ожидали, что в третьем квартале на рекламную индустрию окажет существенное влияние новый закон "О рекламе", вступивший в силу в июле 2006 года. Закон серьезно уменьшил допустимый объем рекламы на ТВ -- не более 15% от суточного вещания канала (раньше было 20%) и 12 минут в час. В результате продавцы телерекламы в середине годы были вынуждены повысить расценки, тем самым годовая медиаинфляция на ТВ превысила 40%. Участники рынка делали противоречивые прогнозы: по мнению одних, должен был произойти отток бюджетов с телевидения в другие медиа, другие, наоборот, ожидали переспределения бюджетов в пользу подоражавшего ТВ. Из оценки АКАР следует, что рекламные поступления во всех медиа растут практически теми же темпами, что и раньше. "Пока последствия нового закона не прослеживаются. Практически все сектора медиарекламного рынка демонстрируют стабильный рост, -- констатирует директор по исследованиям агентства ZenithOptimedia Лейла Давыдова. С ней соглашается и руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра "Видео Интернешнл" Сергей Веселов. Он напоминает, что июль и август традиционно отличаются низкой активностью рекламодателей, поэтому делать выводы по третьему кварталу об изменении стратегии рекламодателями преждевременно.

Насторожил участников рынка лишь очень скромный -- 10-процентный, по версии АКАР, прирост объемов радиорекламы. Вещатели уверены, что ассоциация занизила их рекламные поступления. "Мы обескуражены озвученной суммой, -- заявила Ъ Мария Смирнова, коммерческий директор 'Европейской медиа группы' ('Европа Плюс' и др.). -- По нашей консервативной оценке, весь российский рынок радиорекламы вырос на 22-25%". С такой оценкой согласился гендиректор "Русской медиагруппы" ("Русское радио" и др.) Сергей Кожевников. Правда, он признал, что в перспективе темпы роста радиорекламы снизятся из-за "появления новых станций, размыващих рынок". Некоторое снижение темпов роста рекламы в журналах и газетах вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов объясняет интересом рекламодателей к новым, еще мало исследуемым медианосителям, в частности, корпоративным изданиям, рассчитанным на потребителей. "Те же каталоги, регулярные, бесплатно распространяемые проспекты розничных сетей сегодня собирают большие бюджеты, которые АКАР пока не считает", -- отмечает эксперт.

Участники рынка напоминают, что основные затраты рекламодателей приходятся на четвертный квартал. "Размещение телерекламы в ноябре-декабре пользовалось ажиотажным спросом, -- говорит директор по стратегическому планированию агентства Prior Кирилл Дубинский. -- Так что по итогам четвертого квартала соотношение между медиа должно кардинально измениться". При этом Лейла Давыдова из ZenithOptimedia считает, что ждать резкого увеличения темпов роста совокупных рекламных затрат в четвертом квартале не стоит: агентство пока не пересматривает свой июньский прогноз развития рекламного рынка -- $6,516 млрд по итогам 2006 года.

Сергей Соболев

Российский рекламный рынок в 2005-2006 годах


Сегменты
Рекламные доходы ($ млрд)Прирост (%)
2005 год*2006 год*2005
год*
2006
год*
Телевидение1,53-1,552,07-2,093335
Радио0,19-0,20,21-0,222810
Пресса0,95-0,0971,09-1,111415
в т. ч. газеты0,21-0,220,245-0,2552317
журналы0,41-0,420,485-0,4952519

рекламные
издания
0,325-0,3350,35-0,36-28
Наружная
реклама
0,62-0,630,79-0,812628
Интернет0,034-0,040,06-0,0656565
Реклама в
кинотеатрах и
на прочих
носителях
0,01-0,0150,025550
Итого3,34-3,44,24-4,322627
*Данные за январь–сентябрь.
Источник: Ассоциация коммуникационных агентств России.



КоммерсантЪ