10.11.2006

Проект "Арт-Яб" Благотворительный проект креативного агентства Articul Media

В фойе Конгресс-Холла ЦМТ, где проходит 16-й Московский Международный Фестиваль Рекламы, стоит особый стенд. На этом стенде, выполненном в форме дерева, висят картонные яблоки. Рядом несколько молодых людей продают эти яблоки, которые любой желающий может разрисовать и приклеить на "дерево".

Таким креативно-замысловатым способом Articul Media собирает деньги для оказания гуманитарной помощи коломенскому специализированному дому ребенка для детей с заболеваниями центральной нервной системы и нарушениями психики.

Обозреватель Sostav.ru не мог пропустить такое выдающееся за пределы интересов ММФР явления. Благо поблизости находился вдохновитель и идейный руководитель проекта "Арт-Яб" Егор Аристакесян, креативный и арт-директор Articul Media, который рассказал, как возникла идея благотворительных яблок.

Занимаясь подготовкой официального вебсайта ММФР, в Articul Media решили сотворить, по словам Егора, "некий фан для народа", где обыгрывался символ фестиваля - яблоко. За месяц до фестиваля идея проекта эволюционировала в благотворительный проект "Арт-Яб". К проекту присоединилась компания Deep Apple, которая взяла на себя половину расходов на печать яблок-карточек.

"Мы подумали: а почему бы не собрать денег и не отдать их тем, кто в них нуждается? - рассказывает Егор Аристокесян, - Нас уже спрашивали, почему мы не могли просто отдать детскому дому средства, потраченные на печать "яблок". Но наш проект решает несколько задач: это и наш пиар, и некий фан для участников фестиваля. Кроме того, фестиваль получил прикольный проект и повысил к нему интерес".


Ярослав Костров: Что для вас важнее: собрать деньги, чтобы решить проблемы этого дома ребенка, привлечь внимание к самим себе или же развлечь публику?

Егор Аристокесян: Вообще, я не сторонник смешивать одно с другим. Мы просто сделали прикольный проект, а его результатом станет некая коммерческая помощь детскому дому. Наша функция заключается только в том, что мы передаем деньги адресату, а из "Яблони" делаем онлайн-проект, на котором все это будет отображено.

ЯК: Вы собираетесь просто передать деньги или направите их на приобретение каких-то вещей для детей, произведете ремонт помещений?

ЕА: Я не могу сказать точно, как это будет происходить. Скорее всего "живые" деньги мы давать не будем. Мы, наверное, обозначим сумму после того, как посчитаем во что все это вылилось, и на эту сумму получим какой-то список.

ЯК: Что значит - "обозначите сумму"?

ЕА: Ну, посчитаем, сколько получилось...

ЯК: То есть, все деньги, которые вы выручите?

ЕА: Абсолютно.

ЯК: А что если, вырученная сумма окажется слишком маленькой, чтобы оказать ощутимую помощь?

ЕА: Тогда мы официально объявим о том, что собрали такую маленькую сумму, а остальное добавит Articul Media. А все остальные креативщики пусть сидят и думают, почему такая маленькая сумма.

ЯК: Вы говорите - "остальное". Значит, известно, какую проблему надо решить и сколько для этого требуется денег?

ЕА: Нет. Расчет был из того, что там тысяча "яблок". Соответственно, дальше посмотрим.

ЯК: Да...

ЕА: На самом деле, в некоторых сообществах в интернете люди не вполне адекватно отреагировали на наш проект. Даже говорили, что мы издеваемся над детьми, дескать, вот такое вот название, и что вы тут измываетесь над детьми. А по сути никто из горячо обсуждавших проект "Арт-Яб" ничего дельного не предложил. Все сразу начали акцентировать внимание именно на этот трэш в названии проекта. Но никто уже не помнит, как достаточно спокойно была пережита и "Ё-программа" и "Полный Пи". Есть куча примеров, когда в рекламе присутствует некий трэш. Название проекта придумывалось именно для креативщиков, не для детей. Для детей предназначены те деньги, которые собираются с помощью этого проекта. Поэтому смешивать одно с другим неправильно.

ЯК: Я только сейчас обратил внимание на эти две точки над буквой "Я". Как она правильно читается?

ЕА: "Арт-Яб".

ЯК: Что означают в таком случае эти две точки?

ЕА: Это некий намек на агрессию, вызов и так далее.

ЯК: Я вижу намек на какую-то нецензурщину. Я угадал?

ЕА: Нет, это графический намек, возможно, на нецензурное слово, но по сути, это намек на некий вызов. Скажем так, это возможность с помощью своего творчества не заработать деньги для себя, не самовыразиться, а принять участие в проекте, который принесет пользу независимо от того, что ты нарисовал.

ЯК: В тот момент, когда первоначальная идея проекта эволюционировала в идею помочь детскому дому, вы не задумывались над тем, чтобы переделать концепцию с тем, чтобы она была не столько стебной, сколько вдохновляющей? Ведь цели изменились... Да и проблема детских домов в России, где по неофициальным данным более миллиона детей воспитываются в детских домах и домах ребенка - это серьезная проблема. Вам не кажется, что стебный, трэшовый подход, свойственный креативщикам, как-то не сочетается с серьезностью этой пролемы? Может быть, для того, чтобы привлечь внимание креативщиков, рекламистов, да и вообще людей, имело бы смысл обратиться к каким-то более возвышенным чувствам?

ЕА: Таких проектов, которые апеллируют к высоким чувствам человека, было много, и, к сожалению, далеко не все они удачные...

ЯК: Вы можете привести какие-нибудь примеры таких неудачных проектов, не использовавших в своей коммуникации трэшовый подход?

ЕА: Ну, есть же масса благотворительных проектов...

ЯК: Какие из них неудачные?

ЕА: Ну, и памперсы там собирают, и еду, и гуманитарную помощь, и так далее.

ЯК: В таких проектах дело зачастую вполне успешно обходится и безо всякого креатива.

ЕА: Я имел в виду, что они неудачные, потому что собирается не так много помощи, как хотелось бы. Знаете, о больных, нуждающихся и убогих детей я наслышан не по книжкам. Поэтому, если меня это не смущает, то по идее те люди, которых это смущает - это некая форма ханжества.

ЯК: Речь не о смущении, а о большей отдаче...

ЕА: Ну как большей отдаче? Здесь рекламный форум, а не медицинский конгресс, не организация ООН, не какие-то другие институты. Люди приходят сюда проявить свой творческий потенциал. "Арт-Яб" - это возможность его проявить.

ЯК: Творчество может быть как запредельно-пошлым, так и вдохновяющим, апеллирующим к высоким стандартам, ценностям. Почему вы решили пойти по пути вот этого вот "Арт-Яба"?

ЕА: Здесь нет ничего запредельно-пошлого.

ЯК: Ну, если, как вы сказали, была такая негативная реакция в сообществах, если люди активнее всего обсуждали именно название проекта, а не его суть?

ЕА: Видимо больше было нечего обсуждать в тот момент. Мне кажется, что да, это трэш "на грани", но сейчас почти вся реклама балансирует на грани пошлости.

ЯК: Действительно. Вот даже в программе развития АКАР, озвученной на закрытой конференции в рамках 16-го ММФР, отмечается негативное восприятие обществом рекламы и профессии рекламиста. Уже невооруженным глазом видно, до какого низкого уровня скатилась реклама, как и в своем содержании, так и в методах доставки рекламного сообщения. Но если бы реклама и люди, работающие в рекламе, стремились к каким-то более высоким стандартам, в том числе и в таких коммуникационных акциях, как "Арт-Яб", то, возможно, это повысило бы индустрию рекламы в глазах рядового потребителя?

ЕА: Возможно.

ЯК: Тогда почему вы пошли по пути стёба?

ЕА: Это фестивальный проект, и некое отражение того состояния, в котором сейчас находится отрасль рекламы. Сама концепция акции очень мобильна, и если она не сработает, мы можем полностью поменять ее и двигаться другим путем.

ЯК: Вы планируете, проведя эту акцию, какие-то дальнейшие подобные акции?

ЕА: Ну почему нет? "Яблоня"-то останется. Напечатаем еще "яблок".


К концу второго дня ММФР креативное агентство Articul Media продало несколько десятков "яблок" из запланированной тысячи. Идея делегации некоторой части своих талантов, усилий, времени, жизненной энергии работников студии, хотя и довольно "сырая" и непроработанная в деталях, заслуживает уважения.

И несмотря на безразличное отношение к проекту, который худо-бедно пытается привлечь внимание к важным вещам, Articul Media продолжает выращивать новый вид яблок.


Ярослав Костров, Sostav.ru