20.11.2006

Boeing даст «Аэрофлоту» еще помечтать



Boeing продлил предложение «Аэрофлоту» на льготную покупку лайнеров, что дает России шанс обновить парк самолетов. Это выгодно и Boeing, который использует подобные заявления в качестве рекламы своей будущей продукции. Компании нужно заставить перевозчиков купить еще не существующие самолеты у нее, а не у Airbus.

Американский авиапроизводитель Boeing дал шанс России обновить свой пассажирский флот. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в авиационной отрасли, американская корпорация Boeing продлила льготное предложение ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» по приобретению дальнемагистральных самолетов Boeing 787 (Dreamliner) до 1 декабря 2006 года.

Предложение Boeing выгодно России скидками в размере $15-20 млн на каждый из 22-х лайнеров. Напомним, что по каталогу Dreamliner стоит $143-188 млн. Дополнительно компания обещает «Аэрофлоту» приоритет при поставках.

Причина продления льготного периода в том, что в сентябре совет директоров «Аэрофлота» не принял окончательного решения из-за отсутствия правительственной директивы, одобряющей сделку. Из-за этого российский перевозчик терял возможность воспользоваться льготами при покупке Boeing 787.

Тогда «Национальная резервная корпорация» (НРК) – миноритарный акционер «Аэрофлота» – продлила оферту с Boeing на покупке лайнеров.

В начале ноября, когда истек срок предварительного договора с НРК, появилась информация о том, что продлевать предварительное соглашение руководство Boeing не захотело, в связи с чем вернуло российской компании аванс. По этому поводу глава «Аэрофлота» Валерий Окулов на аэрокосмической выставке в Пекине признал, что «теперь до 2014 года у Boeing все раскуплено и мы не можем ничего купить».

Это было связано с большим количеством заказов на лайнеры. Как заявил тогда пресс-секретарь Boeing Чарльз Миллер, «заказы на 2012 год уже не принимаются, 2013 год «выкуплен» почти полностью».

Как ранее писала «Газета.Ru», совет директоров «Аэрофлота» рассмотрел несколько вариантов дробления контракта. Выбор был между последними моделями Boeing (787 Dreamliner) и Airbus (A 350). Однако у менеджмента компании и у государства (основного собственника) оказались разные предпочтения. Менеджмент «Аэрофлота» склонялся в пользу Boeing, большинство чиновников – в пользу Airbus. До последнего времени контракт на дальнемагистральные самолеты рассматривался в качестве «разменной монеты» в переговорах России с США и ЕС по вопросу присоединения к ВТО.

Совладелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев объяснил «Газете.Ru», что когда Миллер заявлял о количестве заказов, он учитывал в своих расчетах и заказы «Аэрофлота». То есть продления оферты можно было ожидать. Впрочем, с этим не вполне согласен руководитель аналитического отдела компании «Авиапорт» Олег Пантелеев, который допускает возможность хитрости со стороны руководства Boeing. «Несколько дней назад израильская компания El Al отказалась от опциона на Boeing 787, возможно, это освободило несколько слотов, которые Boeing предложил России», – допускает аналитик.

Вопрос в том, нужен ли этот шанс сейчас России и, в частности, «Аэрофлоту». «В составе парка дальнемагистральных самолетов «Аэрофлота» находятся сейчас около девяти Boeing 767 и шести Ил 96. Они вполне справляются с нынешней нагрузкой», – подчеркивает эксперт авиарынка Владимир Карнозов. В период до получения заказанных лайнеров весь флот устареть просто не успеет. Таким образом, по мнению эксперта, 40 самолетов «Аэрофлоту» просто не нужно. В крайнем случае, несколько необходимых машин можно приобрести у лизинговых компаний, разместивших крупные заказы на новые лайнеры.

С этой точкой зрения Лебедев не согласен, считая парк дальнемагистральных самолетов «Аэрофлота» чрезмерно изношенным. По его мнению, в случае разрыва соглашений с Boeing, через несколько лет мы может попасть в ситуацию, когда страна не сможет совершать полеты во Владивосток, Хабаровск, Читу, на Аляску. Что касается лизинговых компаний, теоретически Dreamliner можно приобрести и у них. «Но при этом можно забыть о скидках, предоставляемых Boeing, – напоминает Лебедев, – а они в сумме составляют почти $450 млн». «Также это существенно из-за более поздних сроков поставки, – добавляет Пантелеев, – ведь авиаперевозчику крайне важно быть конкурентоспособным, чему серьезно поспособствуют магистральные самолеты нового поколения».

Также Пантелеев считает, что «Аэрофлот» вполне способен загрузить еще 40 лайнеров: «У них есть коммерческие права по ряду маршрутов, которые еще не обслуживаются по причине малочисленного парка. Если до 2014 года у нас не появятся новые современные самолеты, но планы «Аэрофлота» по расширению маршрутов могут провалиться». По мнению аналитика, если контракт с Airbus так важен с политической точки зрения, то «после реального выпуска А 350 можно продать уже купленные Boing 787 и приобрести уже целых 44 лайнера у Airbus».

Правда, не все видят причины столь серьезного ажиотажа вокруг резервирования слотов Airbus или Boeing. «Ни один из ожидаемых самолетов еще не летал, – напомнил «Газете.Ru» независимый эксперт Карнозов. – У Boeing вообще могут возникнуть проблемы с конструкцией из-за использования новых композиционных материалов, а Airbus даже не утвердил пока производственную программу». В данной ситуации в продлении соглашения заинтересован сам Boeing.

Ведь производитель всегда заинтересован в продаже своей продукции, поэтому, по мнению эксперта, Boeing провоцирует ситуацию, при которой у перевозчиков возникает «хватательный рефлекс» – продление брони на слоты относится к такой провокации. При этом Карнозов добавляет, что «вообще-то, машины первой серии лучше не брать, – они еще совсем сырые».

Оксана Новоженина

Газета.RU