22.11.2006


И от праздников не спрятаться, не скрыться… Обзор рынка тортов г. Омска



*Исследования маркетингового агентства «Делфи»

  Торт традиционно является необходимым атрибутом любого праздника. И если раньше его приготовление занимало много времени и было достаточно трудоемким, то сейчас можно пойти в магазин и выбрать тот торт, который наиболее соответствует вашему вкусу.
  В апреле 2006 года маркетинговым агентством «Делфи» в рамках проекта «Омнибус» методом телефонного опроса было проведено исследование потребительских предпочтений омичей на рынке тортов. В опросе принимали участие 300 горожан в возрасте от 18 до 60 лет. Выборка репрезентативна половозрастной структуре населения г. Омска.
  В ходе исследования выяснилось, что покупателями тортов являются более половины респондентов – 57%. При этом 31,7% из них также пекут торты дома, тогда как среди тех, кто не покупает торты, дома их приготавливают всего 13,3%.
  Анализируя частоту покупок, можно сказать, что большинство респондентов – 67,3% – являются активными покупателями тортов, то есть приобретают их не реже 1 раза в месяц (рис. 1). При этом стоит отметить, что чаще торты покупают женщины, а также молодежь и люди среднего возраста.
  Каждый второй омич приобретает торты в супермаркетах, 22,8% отдают предпочтение специализированным магазинам, кулинариям и кондитерским, 17% – продовольственным магазинам, 5,8% – рынкам или мини-рынкам (рис. 2).

1  2

  Как правило, омичи приобретают торты по случаю праздников, семейных торжеств, прихода гостей – эти причины назвали 68,4% покупателей. В то же время более половины респондентов – 56,1% – покупают торты для семейного чаепития (рис. 3).

3

  В настоящее время на омском рынке представлен широчайший ассортимент тортов – от классических бисквитных до фруктовых. Однако предпочтения омичей пока остаются достаточно традиционными – порядка 40% потребителей покупают бисквитные торты. С большим разрывом вторую позицию занимают комбинированные торты: например, бисквит с безе, бисквит с медовыми коржами – их приобретают 18,7% респондентов. Набирают популярность у потребителей низкокалорийные творожные торты, которые сегодня пользуются спросом у 18,2% омичей; медовые выбирают чуть менее 10% (рис. 4).
  При этом большинство покупателей – 61,4% – при выборе тортов в первую очередь обращают внимание на свежесть продукции; состав изделия важен для 55,6% опрошенных; внешний вид играет роль для 43,3% (рис. 5).

4  5

  Как всегда, одной из основных задач подобных исследований является определение известности марок/производителей. Для этого, традиционно, использовались 3 показателя: top-of-mind (первая названная марка), спонтанная известность (все марки, названные респондентами самостоятельно, включая первую), известность с поддержкой (респондентам предлагался список из 10 марок, в котором нужно было отметить знакомые).
  Сразу следует отметить, что 40,6% покупателей не смогли самостоятельно вспомнить марку или производителя, а 32,5% не смогли назвать марку/производителя торта, приобретенного в последнюю покупку. В основном эту группу составляют покупатели, приобретающие торты 1 раз в месяц и реже. Такая ситуация может быть связана и с низким уровнем брендированности данного рынка.
  Первое место в рейтингах top-of-mind и последней покупки занимает марка Mirel (ОАО «Хлебпром», г. Челябинск) – первой ее вспомнили 15,3%, а приобрели 20,7% респондентов. В то же время в рейтинге наведенной известности этот бренд занял лишь четвертую позицию (табл. 1).

1

  Можно сказать, что второе место в рейтингах top-of-mind и последней покупки практически поделили омские марки «Лакомый мир» (ОАО «Хлебодар») и «Форнакс» (ОАО «Форнакс»). Так, «Лакомый мир» первым вспомнили 10,1%, а приобрели 11,8% опрошенных, а «Форнакс», наоборот, в рейтинге top-of-mind набрал 11,8%, а в рейтинге последней покупки – 10,1% голосов.
  Интересно отметить ситуацию с ИП Фесенко Н.В. – по уровню top-of-mind этот производитель не вошел в пятерку лидеров, зато по показателю последней покупки оказался на четвертом месте.
  Несмотря на разнообразие тортов, представленных на омском рынке, все большее распространение сейчас получает услуга изготовления тортов на заказ. Среди тех, кто покупает данный вид кондитерской продукции, 41,5% хотя бы раз заказывали торты. При этом практически каждый второй заказывал торт на день рождения, 29,6% – на юбилей, такое же количество – на свадьбу (рис. 6).

6

  В заключение хотелось бы отметить, что среди разнообразной кондитерской продукции именно торты становятся все более популярными у омичей. При этом сейчас их приобретают не только для семейных праздников, гостей и т.п., но и просто к чаю.

* Вафельные упакованные торты в статье не рассматриваются.

Наталья Ступина



FOODMARKET