Газетный рынок Петербурга: расстановка силПо мнению экспертов, петербургский рынок телегидов заполнен и высококонкурентен, деловой прессы - близок к насыщению, сегмент бесплатных рекламных и информационно-рекламных газет стабилен, а в сегменте общественно-политической прессы практически нет сильных и влиятельных местных игроков. Как пишет Expedition Media, совокупный тираж всех СМИ категории «телегиды» превышает 1 млн. 700 тыс. экземпляров, и, по мнению участников рынка, наращивать собственные тиражные показатели в такой ситуации нереально. «Перспектив роста нет, потому что население города не увеличивается. Все, кто хочет покупать, покупают, а продавать больше нереально», - говорит Андрей Ковальков, директор по продажам и развитию сети издательского дома «Панорама TV». Поэтому вектор развития, в частности, этого издания направляется на освоение региональных рынков – например, на ноябрь запланировано открытие филиала в Казани, в целом же в перспективе произойдет «сетевая» экспансия в 9 крупных российских городов. По информации исследовательской компании «Гортис», на начало октября в Петербурге выходило 6 телегидов – "Панорама TV", "Петербургский телевик", "Петербургский телезритель", "Семь дней", "Телевидение и радио. Программа передач", "Телесемь". В тройке лидеров по охвату аудитории после "Панорамы TV" (аудитория одного номера - 55-60% жителей города) и "Телесемь" (покупает каждый десятый горожанин) стоят "Петербургский телезритель" и "Телевидение и радио. Программа передач". В целом с сентября 2005 по октябрь 2006, как отмечают исследователи, аудитория большинства телегидов уменьшилась либо осталась на прежнем уровне, за исключением "Телевидение и радио. Программа передач" (рост на 14%) и "Телесемь" (11%). Несмотря на плотность рынка, новые телегиды продолжают появляться. В октябре, например, международная издательская группа Metro International (проект в Петербурге – газета Metro) запустила бесплатный телегид Metro TV. По мнению участников рынка деловой прессы, перспективными направлениями для этого сегмента сейчас являются активизация деятельности по организации тематических конференций и переход на полноцветную печать, в том числе развитие цветных тематических приложений. Среди наиболее популярных деловых газет Петербурга эксперты называют «Деловой Петербург», «Асток-Деловая неделя», а также федеральные проекты «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге» и «Ведомости». Это можно объяснить тем, что газета «Коммерсантъ» является федеральным изданием, где новостям Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона уделяется меньше внимания, чем в местном «Деловом Петербурге». Основным конкурентом «Ъ» как на федеральном, так и на региональном рынках является газета «Ведомости». По мнению экспертов, в Петербурге нет достойной общегородской ежедневной газеты, хотя рынок, в принципе, к появлению такого проекта готов. В качестве основных действующих сугубо местных СМИ данной категории называют ежедневные «Санкт-Петербургские ведомости», «Невское время», «Вечерний Петербург», «Смену», «Невское время» и еженедельник «Час пик». По словам Константина Микова, главного редактора газеты «Вечерний Петербург», тиражи питерских общественно-политических «ежедневок» сегодня не превышают 25 тыс. экземпляров. А местной спецификой, на его взгляд, является отсутствие массовой популярности изданий. «Читательская аудитория очень маленькая и каждое издание, несмотря на то что каким-то образом себя позиционирует, все равно играет на небольшом рынке. Поэтому не могу сказать, что мы с кем-то конкурируем или рынок еще каким-то образом разделен. Просто в Петербурге часть рынка занимают федеральные московские издания, ни с кем не конкурируя, работает газета «Деловой Петербург», а остальное – это городские газеты, которые делят между собой, все что есть», - говорит Константин Миков. По данным «ИФ «Гортис», «Аргументы и факты» лидируют по охвату аудитории – газету читает каждый пятый житель Петербурга в возрасте от 15 до 70 лет. На втором месте по количеству читателей находится «Комсомольская правда» (464 тыс. человек), на третьем – «Комсомольская правда» по четвергам (356 тыс. человек). «По сравнению с сентябрем 2005 года, у большинства общеинформационных изданий число читателей заметно уменьшилось. Сокращение аудитории на октябрь 2006 года у различных газет колеблется от 13% до 53%. Исключение составляют «Комсомольская правда», «Известия», «Жизнь за всю неделю», «Вечерний Петербург по пятницам», «Вечерний Петербург» и St. Petersburg Times", - говорится в исследовании «Гортиса». Что касается газет с бесплатным распространением, то, по мнению участников рынка, сегмент стабилен, и эта стабильность сохранится в дальнейшем - как по доле изданий на рекламном рынке (около 23% от всей рекламной прессы), так и по тиражам (от 300 тыс. до 1 млн. 400) и количеству игроков. «Если что-то и будет меняться, то только сами газеты. Аудитория становится требовательнее. Читатели хотят видеть больше компаний, оказывающих те или иные услуги, и подробные предложения от них. В связи с этим все больше компаний размещают рекламу типа продукт-прайс с подробным описанием товара, его изображением и действующей ценой», - говорит Григорий Матыжев, директор по маркетингу издательского дома «Экстра-Балт». Рост читательской аудитории исследователи отмечают в категории информационно-рекламной прессы, где по числу читателей в минувшем октябре лидировали бесплатные газеты Metro и «Мой район». Эти издания позиционируются как массовые бесплатные информационные СМИ, причем в обеих редакциях отмечают отсутствие в городе серьезной конкурентной среды. А петербургские эксперты называют нишу, в которой работают «Мой район» и Metro, перспективной, в том числе на фоне общего снижения тиражей продаваемой прессы. adlife.spb.ru |