23.11.2006

Книжная консолидация. Издательская группа АСТ объявила о покупке сети "Тамбов-книга" за $3-5 млн

.

На российском рынке книжного ритейла начинает формироваться пул федеральных игроков, которые могут начать скупать местные сети.
Вчера издательская группа АСТ, управляющая сетью "Буква", объявила о покупке сети "Тамбов-книга" за $3-5 млн. Участники рынка предполагают, что процесс скупки региональных сетей продолжится.
Как рассказал "Бизнесу" коммерческий директор группы АСТ Олег Бартенев, на прошлой неделе АСТ приобрела сеть магазинов "Тамбов-книга", ранее бывшую в областной собственности. Сеть насчитывает 11 магазинов в Тамбове средней площадью 200-250 кв. м. Сумму сделки Бартенев не разглашает, по словам источника, знакомого с ходом сделки, она составила $3-5 млн, еще 50 млн руб. будет потрачено на реконструкцию магазинов. Коммерческий директор АСТ уверяет, что с покупкой "Тамбов-книги" АСТ займет 50-60% местного рынка. По словам Бартенева, местную сеть удалось купить после того, как в Тамбов пришла АСТ и ее основной конкурент "Топ-книга", и из-за высокой конкуренции местная сеть начала испытывать серьезные проблемы.
Поглощения региональных сетей на книжном рынке до сих пор были редким случаем. Участники рынка и эксперты констатируют, что на рынке начинает постепенно формироваться конкуренция, и предполагают, что выход крупных игроков в регионы может стать катализатором скупки небольших местных сетей. "Чем дальше, тем чаще такие сделки будут происходить. Книжники только сейчас входят в стадию открытого рынка и конкуренции, которая будет вынуждать тех или иных операторов продавать свои активы. Федеральные сети выходят в регионы, и там, где люди не готовы конкурировать, будут предлагаться сделки по слиянию",- говорит генеральный директор книжной сети "Буквоед" Денис Котов. Он добавляет, что на рынке уже наметились потенциальные покупатели-национальные игроки: "Топ-книга", АСТ (сеть "Буква") и "Эксмо" ("Новый книжный" и "Буквоед"). Генеральный директор Московского дома книги (управляет одноименной сетью магазинов в Москве и регионах) Надежда Михайлова соглашается с тем, что небрэндированные книжные сети находятся в сложном материальном положении: "Они невелики по размеру,у них нет складов в регионах, и из-за этого затруднена доставка. Естественно, крупные издательские структуры с хорошим распространением будут покупать такие сети". Она добавляет, что не в лучшем положении и сети, принадлежащие государству. Впрочем, по словам Олега Бартенева, кроме Московского дома книги, занимающего около 3% российского розничного рынка, в стране остались только три государственные розничные сети.
Тем не менее у федеральных игроков есть широкое поле для потенциальных поглощений: по данным книжных сетей, на рынке, который составляет $2 млрд, растет на 10-15% в год, примерно 80% занимают локальные несетевые игроки. "Правда, надо иметь в виду, что существенный прирост рынка происходит за счет крупных непрофильных сетей, таких как Auchan, "Седьмой континент" и т. д. Их прирост сравним с приростом специализированных книжных магазинов, а совокупная доля примерно такая же - около 20%. При этом, если "Седьмой континент" устанавливает у себя "вертушки" с книгами, это сравнимо с открытием десятка сетевых книжных магазинов",- рассуждает Олег Бартенев.

АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА

Деловая газета "Бизнес"