23.11.2006


Намажь меня на бутерброд! Обзор новосибирского рынка мягкого масла (спредов)



Исследования компании «Сумма технологии»

  Регулярные исследования рынка масложировой продукции проводятся авторами статьи с 1997 года, в 2002 году в инструментарий была включена такая позиция, как мягкое масло (спред). Единая методика сбора информации позволяет делать выводы о динамике рынка: в этой статье для сравнения с текущей ситуацией приводятся результаты прежних волн исследований.
  Метод сбора информации – телефонный опрос с использованием CATI (уровень телефонизации в Новосибирске на начало 2006 года составлял около 85%). Генеральная совокупность – домашние хозяйства города.   Единица выборки – домохозяйство, интервью проводилось с основным закупщиком продуктов питания в семье. Объем – 1208 интервью. Полученная выборка репрезентирует генеральную совокупность по количеству членов семьи и району проживания.
  ПОТРЕБЛЕНИЕ МЯГКОГО МАСЛА
  За последние годы ситуация на новосибирском рынке спредов несколько изменилась. Если в 2002-2003 годах вовлеченность в потребление этого продукта составляла более 20%, то в 2005-2006-м этот показатель снизился до 13%, то есть в 2006 году хотя бы однажды в течение 6 месяцев до опроса мягкое масло использовало 60 тысяч семей.
  К тому же рынок спредов характеризуется низкой интенсивностью покупок – только около 9% новосибирских домохозяйств покупали рассматриваемый продукт в течение 3 месяцев перед опросом. При этом в месяц большинство семей приобретает от 250 до 1000 граммов мягкого масла (табл. 1). Средний объем разовой покупки мягкого масла на одно домохозяйство составляет 100 граммов.

1

  Что касается портрета потребителя, то по-прежнему непосредственным покупателем мягкого масла является женщина в возрасте от 40 лет, однако доход своей семьи она оценивает как средний, тогда как в прошлом году покупателями спредов были люди преимущественно с доходами ниже среднего уровня.
  В процессе исследования изучалась известность марок мягкого масла, а также марочные предпочтения потребителей при покупке продукта. Рынок спредов Новосибирска почти не брендирован, уровень спонтанной известности торговых марок очень низок. Четверть опрошенных не смогли вспомнить ни один бренд мягкого масла, и на протяжении последних 3 лет доля таких респондентов неуклонно растет; 20% затруднились назвать марку масла, покупаемого в последнее время.
  В 2006 году в пятерку лидеров по уровню спонтанной известности вошли: Rama (Univeler) и четыре марки СП «Хайнц-Петросоюз» (Санкт-Петербург) – «Моя семья», «Деревенское», «Мечта хозяйки» и «Покровское». Показатель top-of-mind марки «Моя семья», лидировавшей в 2003–2005 годах, заметно снизился: в 2005 году ее первой вспомнили 21% опрошенных, а в 2006-м – 16% (рис. 1). Уровень спонтанной известности этого бренда упал еще больше – с 36% в феврале 2005 года до 18% в феврале 2006-го (рис. 2).
  Лидером в этом году стала марка Rama – доля тех, кто первой ее назвал, составила 24%, в то время как год назад – 15%.

2

3

  Уровень известности с подсказкой достаточно высок для половины марок из 13 предложенных: 6 марок по этому показателю набрали более 50%. Первые 3 места здесь, как и в рейтинге спонтанной известности, занимают марки Rama, «Моя семья» и «Деревенское» – их показатели составили 95, 88 и 87% соответственно. Далее следует марка «Слобода» компании «Эфко» с показателем наведенной известности 85%.
  В то же время лидером по числу покупок в этом году является масло «Деревенское» – хотя бы однажды за полгода его приобретали 31% покупателей мягкого масла, а 23% – в течение 2-3 месяцев покупали наиболее часто (рис. 3). Масло Rama переместилось на второе место в рейтинге наиболее покупаемой продукции с показателем 18% покупателей.  Масло «Моя семья» покупали 22% потребителей спредов, а наиболее часто – 14%. Заметно увеличился показатель вовлеченности в покупку для продукции марки «Мечта хозяйки» – с 12% в 2005 году до 19% в этом году, 9% покупали ее наиболее часто за последние 2-3 месяца.

4

  ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА СПРЕДОВ
  Объем и структура новосибирского рынка спредов оценивались на основе статистики покупок в течение недели: фиксировались марки, объем, место и стоимость покупки, емкость упаковки. В феврале 2006 года месячный объем рынка мягкого масла составил 58 тысяч килограммов в натуральном выражении и 3,3 млн рублей в стоимостном.
  Лидером в структуре рынка по маркам является Rama: ей принадлежит 17% рынка в натуральном выражении и 22% – в стоимостном. На долю марки «Деревенское» приходится 14% в натуральном и 16% в стоимостном выражении. Что касается остальных марок, то каждая из них занимает менее 10% рынка.
  Среди производителей/владельцев марок явным лидером является «Петросоюз», который удерживает 43% рынка в натуральном и 40% в стоимостном выражении, на втором месте владелец марки Rama – международный концерн Univeler: ему принадлежит 20% рынка в натуральном и 26% в стоимостном выражении (рис. 4).

5

  Что касается типа упаковки и предпочтений потребителей в отношении объема приобретаемой продукции, то следует отметить, что спреды, как правило, выпускаются в пластиковых банках. Большинство потребителей – 63% – предпочитают 500-граммовую упаковку. Также наблюдается повышение интереса к спредам в упаковке 250 граммов: так, в 2003 году на долю мягкого масла в такой упаковке приходилось только 11% от общего объема покупок, а в этом году его доля составила 36%.
  В последние годы наблюдается тенденция снижения объема покупок продовольственных товаров на рынках и увеличения объемов покупок в супермаркетах и магазинах cash&carry. Для рынка спредов характерна такая же ситуация. Основной канал продажи мягкого масла – супермаркеты и магазины cash&carry – им в сумме принадлежат 43% от общего объема покупок, тогда как доля рынков составляет 30% (рис. 5).

6

  Подводя итоги, можно отметить, что неожиданных изменений на рынке мягкого масла Новосибирска за последний год не произошло. Основной проблемой производителей можно назвать незнание марок как потенциальными, так и непосредственными потребителями.

Любовь Майснер, Татьяна Закирова

FOODMARKET