24.11.2006


У ей вкус от курицы. Обзор рынка лапши быстрого приготовления г. Омска



Исследования маркетингового агентства «Делфи»

  К настоящему времени продукты быстрого приготовления уже прочно вошли в рацион россиян. При этом, несмотря на постоянное появление новых продуктов на этом рынке, наиболее популярна у потребителей по-прежнему лапша быстрого приготовления, число марок и разновидностей которой также продолжает расти.
  В июле-августе 2006 года маркетинговым агентством «Делфи» в рамках проекта «Омнибус» методом телефонного опроса было проведено исследование потребительских предпочтений на рынке лапши быстрого приготовления г. Омска. В опросе принимали участие 300 горожан в возрасте от 18 до 60 лет. Выборка репрезентативна половозрастной структуре омичей.
  В ходе исследования выяснилось, что покупателями лапши быстрого приготовлении являются подавляющее большинство опрошенных – 65,3%. При этом более половины из них являются активными покупателями данной продукции, то есть приобретают ее не реже 1 раза в месяц.   Заметим, что чаще лапшу быстрого приготовления покупают женщины.
  Частота потребления лапши быстрого приготовления практически совпадает с частотой ее покупки. Таким образом, можно говорить о том, что лапша быстрого приготовления приобретается для собственного потребления (рис. 1).

1

  Практически равное число омичей приобретают лапшу быстрого приготовления в продуктовых магазинах и супермаркетах – 32,8 и 29,8% соответственно. На рынках или мини-рынках данный продукт предпочитают покупать 22,7% омичей, а 5,1% – в павильонах (рис. 2).
  В торговых точках Омска представлен большой выбор лапши быстрого приготовления с различными вкусовыми добавками, в разных упаковках, всевозможных торговых марок. Одной из задач исследования было выявление факторов, которыми омичи руководствуются при выборе рассматриваемой продукции.

2

  Так, для подавляющего большинства респондентов – 65,2% – самым важным фактором выбора лапши быстрого приготовления является вкус продукта. Для 40,4% имеет значение торговая марка, для 36,9% – стоимость продукта. Практически каждый пятый выбирает лапшу по типу упаковки (рис. 3).
  При этом наибольшим спросом у омичей пользуется лапша со вкусом курицы – ее предпочитают покупать 83,2% респондентов, значительно меньше – 27,9% – приобретают лапшу со вкусом говядины, 15,7% – со вкусом грибов, 9,1% – со вкусом свинины (рис. 4).

3  4

  Что касается упаковки лапши быстрого приготовления, то здесь предпочтения омичей достаточно традиционны: более половины респондентов – 54% – приобретают ее в пакетах, 26,3% – в лотках, 15,7% – в термостаканах (рис. 5).
  В основном лапшу быстрого приготовления потребляют на работе и дома – 35,3 и 34,3% соответственно, 16,2% омичей потребляют этот продукт на даче, 9,3% – в поездке (рис. 6).

5  6

  Стоит отметить, что место потребления лапши быстрого приготовления не в последнюю очередь обусловливает причины ее потребления. Так, дома этот продукт потребляют в основном потому, что это экономит время, а в поездке и на работе – так как удобно брать с собой.
  В целом в отношении причин потребления лапши быстрого приготовления голоса омичей распределились следующим образом: основная часть респондентов – 59% – едят «быструю» лапшу, потому что это экономит время, 34,3% – в связи с тем, что нет желания готовить, 33,5% – потому, что ее удобно брать с собой, 27,9% – считают ее вкусной, 18,7% - отдают должное ее низкой ценой, а 13,3% едят лапшу быстрого приготовления, когда не имеют возможности потреблять пищу домашнего приготовления (рис. 7).

7

  Одной из основных задач подобных исследований является определение известности и популярности марок/производителей. Для этого традиционно использовались три показателя: top-of-mind (первая названная марка), спонтанная известность (все марки, названные респондентами самостоятельно, включая первую), известность с поддержкой (респондентам предлагался список из 13 марок, в котором нужно было отметить знакомые).
  Анализируя полученные в ходе опроса потребителей данные, можно сделать вывод, что омский рынок лапши быстрого приготовления в настоящее время возглавляют три компании: ТД «Роллтон» (Москва) с продукцией под торговыми марками «Роллтон» и Big Bon, корейская фирма Korea Yakult Co., Ltd. (ТМ «Доширак» и «Квисти») и ЗАО «Масан Рус Трейдинг» (Москва, ТМ «Биг-ланч» и «Бизнес-ланч»).

8

  При этом явным лидером продаж является лапша быстрого приготовления ТМ «Роллтон», которую при последней покупке приобрели почти 50% опрошенных (табл. 1).

Наталья Ступина

FOODMARKET