28.11.2006

Голос на полку. Звуковые промотехнологии используются в основном в упаковке товаров



В рекламных роликах продукты разговаривают, поют и танцуют. «Почему бы им не делать этого непосредственно на магазинных полках?» – подумал инженер из Екатеринбурга Алексей Думанский и создал компанию «Говорящие продукты».

Сферу деятельности компании легко угадать по ее названию. Главная разработка – электронный промоутер, устройство размером с ладонь, оснащенное цифровым звуковоспроизводящим блоком и датчиком движения. Прибор располагается на полке в супермаркете и при приближении человека проигрывает аудиоролик.

«Три года назад я прочитал в интернете, что американцы заставили пачку масла говорить: „Я масло”»,– рассказывает об источнике своего вдохновения Алексей. Убедившись, что в России подобных решений нет, он решил усовершенствовать заокеанский опыт. В отличие от говорящего масла американской компании Parkay, подразделения группы компаний ConAgra Foods, российский электронный промоутер не встраивается в товар, но может воспроизводить сразу несколько аудиороликов, ротировать их, а также имеет пульт дистанционного управления.

Первым и единственным инвестором стал муж сестры Думанского, вложивший в дело около $3 тыс. Через полгода работы Алексей получил первый опытный образец. А спустя девять месяцев с начала проекта появился и первый заказчик – макаронная фабрика «Макфа». «Инвестиции нам больше не требуются,– говорит Думанский,– бизнес автономен и развивается за счет собственных средств».

За два года компания осуществила поставки своего устройства более чем двум десяткам российских производителей. Промоутер опробован на множестве торговых марок – от малоизвестных (водка «Белебеич», печенье «Сладонеж») до национальных брэндов (минеральная вода «Меркурий», макароны «Гранмулино»). Розничная цена одного устройства составляет 5 тыс. руб.

Развитие проекта Алексей Думанский направил по франчайзинговой схеме. У него уже есть несколько партнеров на Украине, в Удмуртии, в Ярославле и Перми. Ведутся переговоры с компаниями в Москве и Петербурге. Правда, несмотря на обилие проектов оборот компании скромен – около 1,5 млн руб. в год. Хотя и рынок «говорящих продуктов» пока нельзя назвать уж чересчур большим. По оценкам участников, его объем составляет около $200 тыс. в год.

Звуковые промотехнологии используются в основном в упаковке товаров. Например, российские компании «Росси-траст» и «Айтэм» разработали электронное устройство под названием «говорящая пробка». При открывании бутылки она сама начинает произносить тосты и воспроизводить музыку. А британская Field Boxmore выпускает упаковку для лекарств с аудиозаписью информации о препарате. Алексей уверен, что его продукция находится с «Росси-траст» в разных нишах: «Они ориентированы на массмаркет, а я – на b2b решения. Вряд ли мы пересечемся».

По оценкам западных специалистов, эффективность продаж от размещения «говорящих» товаров в супермаркетах может достигать 200%. Кроме того, эта технология призвана нивелировать потери от неудачного мерчендайзинга: потребитель в любом случае выделит «озвученный» продукт среди его молчаливых конкурентов. Правда, сейчас интересы Алексея Думанского лежат совсем в другой плоскости, и он намерен в ближайшем будущем продать бизнес.// Евгения Резван

Секрет фирмы