28.11.2006

Победитель получает все. В ближайшее время Россвязь объявит конкурс на лицензию третьего поколения (3G)



Судя по сделанным ранее заявлениям, получат ее только три компании, и, по неофициальной информации, главным критерием при выборе станет территориальный - лицензию будут выдавать федеральным операторам. Правда, строить сеть на всей территории вещания они не собираются, только в нескольких городах-миллионниках.
По расчетам аналитиков, уже к 2010 году в России будет 7,5 млн абонентов 3G.
Причем ARPU от них, по некоторым оценкам, может превысить средний доход от обычных абонентов вдвое.
На днях пресс-секретарь Федерального агентства связи (Россвязь) Павел Морозов заявил, что конкурсная документация на право предоставления услуг подвижной связи стандарта UMTS (относится к третьему поколению технологий) уже подготовлена и конкурс будет объявлен до конца этого месяца. Пока условия конкурса не опубликованы, однако, по неофициальной информации, одним из принципов, по которым будут отбирать победителя, станет масштабность сети. То есть с большей долей вероятности все лицензии 3G достанутся "большой тройке" сотовых операторов: МТС, "Вымпелкому" и "Мегафону".
Что 3G изменит для "большой тройки"
Пока все три компании неохотно дают комментарии по ситуации вокруг лицензий. Однако и МТС, и "Вымпелком" уже заявили, что не намерены строить общефедеральную сеть третьего поколения. Николай Прянишников, вице-президент "Вымпелкома", уже заявил, что будущую сеть 3G они намерены строить только в городах-миллионниках. "Услуги 3G будут пользоваться спросом лишь в крупных городах, где выше технологические потребности у населения, не говоря уже о более высоком уровне дохода",- констатирует менеджер по связям с общественностью "Вымпелкома" Екатерина Осадчая.
С точкой зрения конкурентов согласны и в МТС. "Сеть 3G будет реализовываться в первую очередь в мегаполисах, где есть платежеспособный спрос, большие объемы трафика и потребность в наращивании пропускной способности сети",- говорит представитель МТС. В первую очередь базовые станции 3G собираются устанавливать в местах повышенной концентрации абонентов,так как они обеспечивают более высокую скорость передачи данных и могут обслуживать большее количество пользователей.
При этом "большая тройка" не собирается отказываться от технологий второго поколения. "Мы намерены максимально использовать ресурс оборудования 2G",- поделилась пресс-секретарь "Мегафона" Марина Белашева. По мнению этого оператора, новые сети целесообразно создавать как дополнение к существующим сетям GSM для достижения синергетического эффекта.
Возможные инвестиции и точные сроки построения сетей 3G операторы не называют, ссылаясь на то, что пока не опубликованы условия конкурса, говорить об этом преждевременно.
Вариант для операторов второго эшелона
После того как лицензии 3G получат три общефедеральных российских оператора, остальным придется довольствоваться использованием ресурса технологий второго поколения. Западные эксперты говорят, что у 3G есть вполне конкурентная альтернатива- технология Evolved EDGE, которая является модернизированной версией EDGE.
"Сейчас практически все осознали, что громадные инвестиции, которые требует UMTS, тормозят его повсеместное распространение,- пишет Питер Рисави, глава Rysavy Research.- Однако есть менее затратный способ увеличить емкость сети в густонаселенных городах - Evolved EDGE. Кроме того, технология позволяет добиваться скоростей передачи данных до 1,3 Мб/с, что сопоставимо с показателями 3G". Сейчас, по его данным, 160 операторов из 91 страны предлагают коммерческие сервисы EDGE. И самое главное - аппараты Evolved EDGE будут дешевле телефонов, поддерживающих UMTS.
С мнением западных экспертов не соглашаются претенденты на лицензию 3G. "Предельные возможности EDGE сопоставимы с теми, которые обеспечивает технология UMTS (3G),- рассуждает Екатерина Осадчая.- Но EDGE - это пик развития 2G, а UMTS - начальный этап развития технологии третьего поколения. У таких сетей есть ряд преимуществ: гарантированная скорость передачи данных до 384Кбит/с, возможность, не прерывая голосовой сессии, использовать услуги на базе передачи данных и наоборот - реализовать услуги типа видеозвонка".
Никто не проиграет
По прогнозу J'son & Partners, к 2010 году в России будет 7,5 млн абонентов сетей 3G.
Причем, по оценкам некоторых экспертов, средний доход от таких абонентов в месяц превысит ARPU от обычных вдвое. Если абонент 2G через три года будет приносить компании $9,5, то абонент, пользующийся услугами третьего поколения,- около $25.
Мнения аналитиков по поводу того, будет ли негативным моментом отсутствие лицензии 3G у операторов второго эшелона для них самих, разделились.
"Отсутствие лицензий на диапазон 3G будет для региональных операторов неким неприятным ограничением бизнеса, но все же не катастрофой,- рассуждает Борис Овчинников, эксперт J'Son & Partners.- Процесс перехода на сети третьего поколения будет идти постепенно, и даже если мы посмотрим на европейские рынки, где сети 3G функционируют уже не первый год, все равно GSMоператоры сохраняют свой рынок, и на них эти процессы пока не сильно повлияли. Много лет сеть 3G будет проигрывать и по территории охвата, и по стоимости терминалов, и по степени готовности работать с малоговорящими абонентами".
"Мировой опыт показывает, что потребители не особо активно переходят в сети третьего поколения, многие возможности которых просто не востребованы рядовым абонентом,- считает эксперт фонда "Финам - Информационные технологии" Игорь Веретенников.- При этом развитие связи 3G слишком дорого для небольших операторов, многие из них (подавляющее большинство) даже не будут бороться за соответствующую лицензию".
Об отсутствии массового спроса на технологию UMTS говорит и Наталья Аристова, ведущий аналитик ComNews Research. "У нас эти услуги на первых порах (года три) будут востребованы довольно узким кругом пользователей,- уверяет она.- За это время на смену UMTS могут прийти более скоростные и дешевые технологии, при этом инвестиции в 3G вряд ли окупятся. Хотя с точки зрения общего имиджа, лояльности абонентов само наличие 3G может сыграть на руку операторам".

АННА БАЛАШОВА
НИКОЛАЙ КУЛЮШИН

Деловая газета "Бизнес"