Исследования компании Euromonitor International
В статье рассматриваются замороженные полуфабрикаты, в частности такой сегмент этого рынка, как замороженные готовые блюда, под которыми понимаются те продукты, которые можно просто разогреть – например, пицца, блинчики, вторые блюда с гарниром, или быстро приготовить – например, пельмени.
РАЗВИТИЕ РЫНКА ЗАМОРОЖЕННЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ
При современном ритме жизни спрос на продукты быстрого приготовления растет высокими темпами. Замороженные полуфабрикаты, помогающие существенно сократить время, затрачиваемое на приготовление пищи, пользуются особой популярностью у российских потребителей.
Согласно определению компании Euromonitor International, к замороженным полуфабрикатам относятся прошедшие обработку и требующие относительно длительного приготовления мясо, птица, рыба/морепродукты и овощи, а также практически готовые продукты, которые необходимо просто разогреть, например замороженные пельмени, пицца, блинчики с начинкой, суповые смеси и лапша. Указанный перечень включает в себя любые упакованные – как брендированные, так и небрендированные – продукты. Небрендированные замороженные полуфабрикаты обычно продаются в пластиковых лотках, завернутых в целлофан или другую прозрачную упаковку. Такая продукция чаще всего имеет только наклейку с указанием цены и названия розничного продавца и/или производителя.
В 2005 году продажи замороженных полуфабрикатов составили около $2,3 млрд. При этом по сравнению с предыдущим годом рост продаж достиг 25,3% в стоимостном выражении. Заметный рост стоимостных показателей – более 26,4% – наблюдался в сегменте готовых замороженных продуктов.
Согласно определению компании Euromonitor International, типичное замороженное готовое блюдо – это сочетание любого вида мяса/птицы/рыбы или заменителя мяса, например сои, с «вегетарианскими» ингредиентами – рисом, макаронными изделиями или овощами. Продукты этой категории не требуют специального приготовления – только разогрев. В ряду ведущих мировых брендов этой продукции стоит отметить Stouffer’s (Nestle S.A., Швейцария), Healthy Choice (ConAgra Foods Inc., США), Weight Watchers (Heinz Corp., США), Swanson (Pinnacle Foods Corp., США). В статье будут рассмотрены такие виды готовых замороженных блюд, как пельмени, пицца и блинчики с начинкой.
В 2005 году российский рынок замороженных готовых продуктов продолжил свое динамичное развитие. Объем продаж этой продукции превысил $835,9 млн, что в текущих ценах означает рост на 26,4% по сравнению с предыдущим годом (рис. 1).
Рост рынка готовых замороженных продуктов обусловлен растущей покупательной способностью населения, повышающимися требованиями к качеству товара, а также развитием сегмента упакованных полуфабрикатов с добавленной стоимостью. Кроме того, чем меньше свободного времени имеют потребители, тем выше спрос на продукты быстрого приготовления, при этом замороженные готовые блюда являются оптимальным решением. Маркетинговые усилия компаний-производителей, а также высокая конкуренция, заставляющая участников рынка модернизировать оборудование, открывать новые производственные мощности и улучшать дистрибьюцию, также вносят существенный вклад в позитивную динамику рынка готовыx замороженных блюд.
СЕГМЕНТ ПЕЛЬМЕНЕЙ
Одним из самых популярных видов готовых замороженных продуктов, являются традиционные русские пельмени. Приготовление этого блюда в домашних условиях требует много времени, поэтому готовые пельмени уже давно обосновались в списке регулярных покупок россиян.
В начале 2005 года сегмент пельменей обеспечил наибольшую часть продаж рынка готовых замороженных продуктов. Дальнейшее развитие сегмента, как в крупных городах, так и на провинциальных рынках, происходило благодаря улучшению качества, что было единственной возможностью для роста насыщенных среднего и низкого ценового сегментов. Кроме того, производители расширили товарные линейки за счет новых видов начинок и упаковки.
По итогам 2005 года лидерами в сегменте пельменей стали петербургские компании ООО «Дарья» (ТМ «Дарья», «Царь-батюшка») и ЗАО «Талосто» (ТМ «Богатырские», «Сам Самыч»).
СЕГМЕНТ ЗАМОРОЖЕННОЙ ПИЦЦЫ
Неравномерное развитие рынка готовыx замороженных продуктов было, в частности, обусловлено сегментом пиццы, пик развития которого остался позади, а темпы роста к 2005 году существенно снизились.
В исследование были включены все виды замороженной пиццы, продаваемой в розничных торговых точках в морозильных ларях.
В 2005 году объем розничных продаж пиццы увеличился на 12% в натуральном выражении и достиг 12,5 тысячи тонн (рис. 2). Сегмент пиццы наиболее активно развивался в городах, причем половина всех продаж по России пришлась на крупные города, где потребители с более высоким доходом проявляют интерес к продуктам, нетипичным для русской кухни.
Что касается реализации замороженной пиццы, то в 2005 году 32% продаж этой продукции приходилось на долю несетевых продуктовых магазинов, оснащенных морозильными ларями. К этому торговому формату относятся магазины, которые имеют торговую площадь менее 400 кв. метров и в которых продукты питания составляют около 50% реализуемой продукции. Доля крупнейших розничных сетевых супермаркетов в продажах замороженной пиццы составляет около 26%. К супермаркетам относятся магазины с торговой площадью от 400 до 2500 кв. метров. Около 70% продукции, реализуемой супермаркетами, – продукты питания и товары повседневного спроса. Кроме того, 17% продаж осуществлялось через небольшие магазины, торгующие самыми необходимыми товарами и работающие дольше других торговых точек, иногда круглосуточно. Остальные доли продаж принадлежат другим розничным форматам.
Отечественный рынок замороженной пиццы делят между собой несколько крупных игроков, среди которых лидирует ОАО «ЭКБК «Звездный» (Москва). По данным на 2005 год этому производителю принадлежало 18,5% рынка в стоимостном выражении (рис. 3). Успех ЭКБК «Звездный» был обеспечен брендом Casa Nostra, представленным во многих розничных сетях, как в крупных городах, так и в регионах.
Марка «Фантазия» (ООО «Солим гарант», Москва) в 2005 году сохранила свою долю в 10%, а ее конкурент «Морозко» (ПК «МорозКом», Санкт-Петербург), являющийся сильным диверсифицированным брендом, достиг того же показателя, увеличив свое присутствие на рынке. Кроме того, компания «МорозКом» выпустила новую марку пиццы «РиМиО» и обеспечила ей агрессивную рекламную поддержку. В итоге в 2005 году бренду «РиМиО» принадлежало около 2,6% рынка в стоимостном выражении.
В ряду ведущих мировых брендов замороженной пиццы, представленных на российском рынке, стоит отметить DiGiorno, Tombstone (Kraft Foods Inc.), Red Baron, Freschetta, Tony’s (Schwan’s Sales Enterprises Inc.).
СЕГМЕНТ ЗАМОРОЖЕННЫХ БЛИНЧИКОВ
Сегмент замороженных блинчиков начал бурно развиваться в 2001 году во время «бума» рынка замороженных полуфабрикатов. В 2005 году продажи этого популярного продукта практически достигли пика насыщения, хотя конкуренция здесь была не столь суровой, как в сегменте пельменей. В прошлом году продажи замороженных блинчиков выросли на 12% в стоимостном выражении. Рост сегмента в натуральном выражении шел более быстрыми темпами, что было обусловлено снижением розничных цен.
В 2005 году наиболее популярными видами начинок блинчиков были мясо, творог, сгущенное молоко, грибы, вишня, клубника, картофель, сыр, шоколад, курага, капуста.
Ведущими производителями блинчиков в 2005 году были петербургские компании «Талосто» (ТМ «Блинов&Ко», «Мастерица», «Сам Самыч»), «МорозКом» (ТМ «Масленица», «Морозко»), «Дарья» (ТМ «Дарья»). Самый широкий ассортимент начинок – у компании «МорозКом»: бренды «Морозко» и «Масленица» включают блинчики с 30 видами начинок.
НОВИНКИ РЫНКА ГОТОВЫХ ЗАМОРОЖЕННЫХ ПРОДУКТОВ
В 2005 году на рынок готовых замороженных продуктов было выпущено большое количество новых брендов. Так, например, ООО «Мириталь-Производитель» (Москва) под зонтичным брендом «Баба Люба», позиционируемым в среднем ценовом сегменте, запустило 3 линии пельменей – «Для зятя», «Для дочки» и «Для внучат», а также вареники «Для всей семьи».
Петербургская компания «Талосто» порадовала любителей пиццы новой продукцией, выпускаемой под маркой «Марио пицца». Вниманию потребителей была предложена пицца, приготовленная по итальянскому рецепту с традиционными русскими начинками – колбасой, ветчиной и грибами, а также ассорти.
OOO «Сибирский гурман» (Новосибирск) запустило марку «Пельметоны». Пельмени позиционируются как продукция для современных молодых людей, ведущих активный и независимый образ жизни. Также «Сибирский гурман» приступил к производству пельменей «Вкусный ужин», выпускаемых в экономичной 420- и 900-граммовой упаковке и позиционируемых в низком ценовом сегменте как массовый продукт с хорошим качеством и низкой ценой.
Летом 2005 года комбинат питания «У Палыча» (ООО «Компания М», г. Самара) представил вниманию российского потребителя новую продукцию под брендом «От Палыча» – пельмени и манты ручной лепки, а также замороженные блинчики со сроком годности 3 месяца.
Под хорошо известной потребителям маркой «Государь» (ПК «Корона», Новгородская область) летом прошлого года начался выпуск пельменей, блинчиков и сырников в улучшенной упаковке.
Еще один участник рынка замороженных полуфабрикатов – НП «Кайрос» в 2005 году представило на рынок 3 линии пельменей под маркой «Круглый год» – с телятиной, классические и ручной лепки, позиционируемые в среднем ценовом сегменте.
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОТОВЫХ ЗАМОРОЖЕННЫХ ПРОДУКТОВ
Согласно прогнозам компании Euromonitor International, в 2005–2010 годах продажи замороженных полуфабрикатов будут расти – к 2010 году они предположительно достигнут $4,3 млрд. Рост этого рынка будет обеспечиваться, главным образом, изменением стиля жизни потребителей, увеличением спроса на продукты быстрого приготовления, а также дальнейшим повышением качества предлагаемой продукции. Немаловажное значение будет иметь и успешное развитие сетевой продуктовой розницы. Увеличение реальных доходов населения останется важным фактором, который будет стимулировать переключение потребителей на более высококачественные продукты, а также на продукцию с добавленной стоимостью. Эта тенденция относится только к группам населения с высоким и средним доходом.
Сегмент готовых замороженных продуктов продолжит динамично развиваться. По прогнозам, к 2010 году продажи в этой категории достигнут $1,4 млрд, или 311 тысяч тонн (рис. 4). Темпы роста сегмента возрастут до 7,6% в год в стоимостном выражении, что произойдет в результате усиления дефицита свободного времени, а также благодаря растущей покупательской способности россиян. Все более взыскательный спрос потребителей будет стимулировать производителей расширять товарные линейки за счет новых вкусов и привлекательной упаковки.
Кроме того, для сохранения интереса покупателей одной из основных задач производителей станет достижение равно высокого качества продукции во всех ценовых категориях. Что касается рынка пельменей, то, по прогнозам Euromonitor International, производителям этой продукции в дальнейшем будет сложно устанавливать высокую наценку на премиальные продукты, поскольку цена не будет напрямую зависеть от качества.
Дальнейший рост сегмента замороженной пиццы в основном будет обеспечен ростом потребления этой продукции в регионах. Средние темпы роста сегмента пиццы в прогнозируемый период ожидаются в пределах 11%. Прогнозируемые продажи этой продукции к 2010 году достигнут 26,3 тысяч тонн (рис. 5). Розничные цены, которые начали снижаться, достигнут среднего уровня, поскольку производители ориентированы на регионального потребителя, имеющего более низкий доход по сравнению с жителями крупных городов.
Статья основана на отчете компании Euromonitor International «Packaged Food in Russia».