01.12.2006

GfK Ukraine осталась в кадре. Компания признана победителем тендера на измерение телеаудитории



29 ноября поздно вечером был определен победитель тендера на измерение аудитории телеканалов в 2008-2013 годах. Представители рекламной и телеиндустрии приняли решение продлить контракт с действующим измерителем – компанией GfK Ukraine, так как ее основной конкурент – компания AGB Ukraine отозвала свою заявку всего за несколько часов до начала заседания по определению итогов тендера.

Продажа рекламы на украинских телеканалах проводится на основании результатов исследования величины аудитории телепрограмм. С 1998 года до 2003 года эти исследования проводила компания AGB Ukraine (дочернее предприятие международной AGB Group). Однако, в 2003 году это право перешло к победившей тогда в тендере GfK Ukraine (представительство международной GfK Group). Контракт с GfK Ukraine истекает в конце 2007 года.

Вчера ассоциация "Индустриальный телевизионный комитет" (ИТК) приняла решение о продлении контракта с компанией GfK Ukraine на осуществление исследования аудитории телеканалов в 2008-2013 годах. В ближайшие дни должна быть определена окончательная сумма контракта, которая составит от $3 млн до $4,5 млн в год – она будет зависеть от количества домохозяйств, в которых будет проводиться исследование. Нынешний ежегодный доход GfK Ukraine составляет порядка $2,5 млн. До вчерашнего дня между участниками тендера – компаниями GfK Ukraine и AGB Ukraine шла напряженная борьба. Однако вчера, за несколько часов до заседания, ИТК получил письмо, в котором AGB Group сообщила об отзыве своего предложения. "Согласно уведомлению, AGB отозвала свое предложение в связи с затянувшимся тендером",– сообщил председатель ИТК Олег Попенко. В письме компания указывает, что в связи с этим обстоятельством не сможет в срок выполнить свои обязательства по установке оборудования для исследования. Напомним, что при объявлении тендера 2 марта ИТК обязался выбрать победителя до 30 сентября. Получить официальный комментарий AGB Group вчера не удалось. Исполнительный директор компании Андрей Луцкив на телефонные звонки не отвечал.

По словам господина Попенко, накануне заседания члены ИТК склонялись к выбору GfK Ukraine из-за более прогрессивной технологии исследования. GfK Ukraine осуществляет мониторинг аудитории телеканалов, сравнивая частоту, на которую настроен телевизор с частотой вещания конкретного канала. А предложенная AGB Group технология Audio match заключается в сличении звука, издаваемого телевизором со звуком эфира конкретного канала. "Звуковая технология не обеспечивает посекундные исследования для всех видов телевизоров, тогда как при частотном такая проблема отсутствует,– объяснил господин Попенко.– И хотя ценовое предложение AGB было на 10 процентов дешевле, разница в стоимости не оправдывала затраты и риски, связанные со сменой технологии измерения".

Теперь, согласно условиям тендера, с 2008 года GfK Ukraine должна расширить выборку своего исследования для представления всего населения Украины (см Ъ от 18 апреля). Проводимое сейчас исследование включает 1,6 тыс. домохозяйств (более 4 тыс. респондентов), что позволяет определять аудиторию телеканалов старше четырех лет, проживающего в городах с населением более 50 тыс. человек. С 2008 года количество домохозяйств должно быть увеличено до 2,2-3,5 тыс. В то же время в исследование будут включены цифровые телеканалы.

Эксперты отмечают, что от увеличения выборки исследования выиграют прежде всего самые крупные телеканалы. "Расширение выборки покажет реальное соотношение сил между украинскими телеканалами. Каналы 'Интер', 'Студия 1+1' и НТКУ имеют большее техническое покрытие, чем остальные, поэтому с 2008 года показатель их аудитории значительно увеличится",– отмечает директор компании "Интер-реклама" Олег Павленко.

АНТОН Ъ-ОНУФРИЕНКО

Как AGB добивалась прав на телеизмерение в России

В сентябре 2004 года Итальянская медиаизмерительная компания AGB Nielsen Media Research победила в тендере на измерение российской телеаудитории и должна была подписать контракт на период с "Медиа Комитетом" – некоммерческим партнерством телеканалов, рекламных агентств и рекламодателей. Однако накануне подведения итогов тендера "Медиа Комитет" покинули 7 из 13 его членов: телеканалы СТС, Ren TV, ТВЦ, MTV, Ассоциация коммуникационных агентств России, партнерство "Русбрэнд" и Национальная ассоциация телерадиовещателей. По их мнению, руководство крупнейших телеканалов пыталось влиять на выбор медиаизмерителя нерыночными методами, в результате чего фаворит тендера – TNS Gallup Media снялась с конкурса. В итоге встал вопрос об оплате услуг победителя: доля вышедших в гонораре медиаизмерителя составляла порядка 50%. Таким образом, оставшимся членам "Медиа Комитета" пришлось бы платить за услуги AGB вдвое больше, чем они рассчитывали. Именно этим эксперты и участники рынка объясняют более чем полугодовую задержку с подписанием контракта между "Медиа Комитетом" и AGB – в ситуации, когда количество клиентов уменьшилось вдвое, итальянцы, очевидно, попросили финансовых гарантий, дать которые оставшиеся члены "Медиа Комитета" не смогли. Внести недостающую сумму предложила группа компаний "Видео Интернешнл", но AGB так и не приняла это предложение. А в июле 2005 года британское информагентство Market Research News сообщило, что итальянская медиаизмерительная компания AGB Nielsen Media Research закрывает свое представительство в России. Сейчас AGB осуществляет исследование аудитории телеканалов в таких странах СНГ, как Молдавия, Грузия и Азербайджан.

КоммерсантЪ