Особенности национальных распродаж. Почему предпраздничные скидки в российских магазинах так не похожи на западныеОколо 137 млн. американцев, или 45% всего населения США, ринулись в последние выходные по магазинам – за океаном начался сезон рождественских распродаж, когда скидки достигают 90%. В Европе тоже стартует сезонный покупательский бум, хотя масштабы его не так впечатляющи. Россияне на все это смотрят с интересом и завистью – это не наш праздник. Треть наших граждан вообще не верят в то, что на отечественных сейлах можно что-то сэкономить. Правда, 40% полагают, что для этого нужно уметь правильно ими пользоваться. Почему проводящиеся уже не первый год в нашей стране распродажи не пользуются таким спросом, как на Западе, выяснили «Новые Известия». В прошлом году за одну лишь «черную пятницу» (так американцы называют день начала рождественских распродаж) в США было куплено товаров на 8 млрд. долларов, а всего за дни покупательской вакханалии кошельки потребителей похудели там на 16 млрд. По этому году точных данных пока нет, а прогнозы даются разные: одни предрекают рост продаж процентов на пять, другие – такой же спад. Как бы то ни было, порядок трат останется тем же. Статистика утверждает: на Западе крупнейшие торговые сети в декабре делают до 70% годового оборота. Последнего месяца там ждут весь год, чтобы купить самое-самое, потому что именно в эти дни цены на товары снижаются порой в разы. Иногда они возвращаются У нас же распродажи, и зимние, и летние, все больше входят в моду, хотя выглядят иначе, чем в той же Америке. Витрины магазинов украшают долгожданные вывески: SALE!, но поживиться действительно дешевыми товарами покупателю удается редко. Сегодня ни столичный ГУМ, ни торговый центр под Манежной площадью не напоминают нью-йоркский Lord & Taylor или мадридский Corte Ingles, во всяком случае, потребительский бум туда не пришел. Причин тому много. Начать с того, что единого, как в Америке, дня, когда цены резко падают, у нас нет. Как рассказала «НИ» продавец магазина молодежной одежды в Охотном ряду Оксана Антюхова, их сеть начинает традиционный сейл 25–26 декабря и продолжает его почти месяц. В других точках называют другие даты – и 25 ноября, и 29 декабря, и 1 января, и даже 7 января. На вопрос, почему нельзя договориться, отвечают просто: «У каждого свои правила». К тому же товары хоть и дешевеют, но совсем не так, как на Западе. Правда, специалисты уверяют, что практика, при которой цену перед началом распродажи задирали вдвое, а потом снижали на 50%, уходит в прошлое. По крайней мере, в Москве. Однако личный покупательский опыт говорит об обратном. Так, в феврале прошлого года сеть магазинов недорогой обуви объявила о закрытии своих торговых точек и тотальной распродаже товаров. Что творилось в последующие два месяца! Длиннющие очереди в кассу, в которые выстраивались женщины всех возрастов и разного достатка, напоминали о временах острого дефицита – кто не успел, тот опоздал! А вот обещанной тотальной распродажи как раз и не было. К примеру, сапоги, которые стоили 2,1 тыс. руб., были уценены всего на 200 руб. вместо обещанных 50, 70 и 90%. Летом, продолжая «полную ликвидацию», в сеть завезли новую весенне-летнюю коллекцию. Очереди были поменьше, но разговоры о том, что «надо успеть купить», не прекращались. А спустя почти год проводится новая громкая акция – «Мы вернулись!» И снова игра с цифрами. «Месяц назад я без какой-либо скидки купила здесь сумку за 1390 руб., – поделилась с «НИ» одна из покупательниц. – Сейчас эта же сумка висит с ценником 2590 руб., который демонстративно зачеркнут, а красным цветом написана заманчивая скидка в 50%. Разделите сумму пополам и получите 1295 руб. Речь-то, получается, идет о сотне. Лучше бы уж они не «возвращались»!.. Подготовленный экспромт В эти дни начинают распродажи магазины электроники и бытовой техники. Некоторые обещают «скидки до 50% на все группы товаров». Ключевые слова в этой рекламе – «до» и «группы». И 5, и 10, и 20% – это все «до», а не после, так что реклама не врет. Вместо видов могут быть упомянуты «отделы», но практически никогда «все товары». Это значит, что скидки есть и на фены, и на утюги, и на телевизоры, но только на некоторые. Как рассказал «НИ» ведущий аналитик консалтинговой компании «КорКон» Артем Туманов, перед Новым годом торговые сети снижают цены, чтобы заставить покупателя в подарочном ажиотаже купить как можно больше. При этом неважно, что именно. Поэтому нередко случается, что результатом распродажного безумия становится масса ненужных вещей в доме. Вообще же, уверяют специалисты, максимальная скидка дается нередко на бракованный или некондиционный товар. Ведь когда предлагают всерьез сэкономить, то затяжку, маленькую дырочку, плохо простроченный шов или оторванную пуговицу не всегда и заметишь. Ритейлеры же, уверяет г-н Туманов, никогда не работают себе в убыток. В крупных магазинах скидки закладываются в бюджет еще с момента завоза коллекции, а их величина рассчитывается за пару месяцев до начала распродаж в зависимости от количества проданного товара. Так что сюрпризы здесь вряд ли возможны – все «экспромты» заранее подготовлены. Готовят к ним покупателя заранее. Ольга, продавец одного из пафосных магазинов женской одежды в центре Москвы, рассказала, что красующаяся сейчас в витринах коллекция в черно-золотой гамме, в которой рекомендуется встречать 2007 год, выставлена еще две недели назад именно для распродажи, что, собственно, и написано на витрине. Вещи, заметим, действительно красивые и модные, но их сейчас практически никто не берет, потому что распродажа еще не началась. Покупательниц таким образом заранее настраивают на то, что в 20-х числах декабря все это будет доступно. И если скидка будет даже в 5–10%, дамы будут довольны – одежда-то очень дорогая. Полцарства за бейсболку Словом, массовых распродаж в их западном понимании у нас пока нет. Зато есть подарки, на которые наши соотечественники особенно падки. Когда дарят ненужные мелочи, в этом в общем-то нет ничего неприятного. А вот когда в качестве презента предлагают всякого рода карточки, лучше уточнить условия их действия и как следует все посчитать. К примеру, сеть розничной парфюмерной торговли не так давно начала акцию «Всем покупателям – VIP-карта на 30% дисконта в подарок!» Для тех, кто стал клиентом магазина впервые, это действительно приятный сюрприз. Хуже с теми, кто давно покупает здесь духи, лосьоны, лаки и прочие товары. У большинства из них уже были так называемые накопительные карты – чем больше покупок, тем ощутимее скида. Так вот им продавцы настойчиво рекомендовали сменить их на новые, 30-процентные. Многие охотно соглашались и только потом обнаруживали, что скидка действует лишь на продукцию двух косметических фирм, кстати, не совсем дорогих и модных. Так что обещанный выигрыш оказался проигрышем. Другой пример – накопительные карты, в которые играют и отдельные магазины, и, объединившись, сразу несколько торговых компаний. Каждая покупка в их сетях дает клиенту определенное число баллов: скажем, отоварился на 200 руб. – получи 20 баллов. Бонус в том, что, набрав определенное количество очков, владелец карты имеет возможность выбрать себе подарок сам. Так, например, чтобы заслужить флакон французского парфюма стоимостью 50 долларов, нужно набрать 15 тыс. баллов. Это значит, что нужно потратить в магазинах этих компаний примерно 150 тыс. руб. Как тут не вспомнить красовавшиеся прошлым летом на улицах Москвы рекламные щиты элитной новостройки с призывом: «Купи квартиру и получи бейсболку!» И все же россияне в массе своей ждут новогодних распродаж. Знают, что могут обмануть, что накупят всякой ерунды, что потратят кучу денег. Но это ведь уже стало частью праздника, который хоть и опустошает карманы, все равно лучше серых будничных дней.
ЭМИЛИЯ КАЗУМОВА Новые Известия |
||