05.12.2006

Mirax Group прокатили на "Москвиче". Аукцион по продаже автозавода прошел со скандалом



Управляющая компания "Метрополь" стала собственником большей части имущества одного из старейших российских автозаводов "Москвич". На состоявшемся вчера аукционе за 54 здания предприятия компания заплатила $212 млн. При этом к участию в торгах не была допущена девелоперская Mirax Group, которая собирается оспаривать результаты конкурса, подозревая "Метрополь" в сговоре с правительством Москвы. По версии Mirax, победитель может передать столичным чиновникам часть недвижимости для расширения производства завода "Автофрамос", также расположенного на территории "Москвича".
На торги, организованные конкурсным управляющим Александром Ивановым, были выставлены 54 здания "Москвича" общей площадью 750 тыс. кв. м. Они расположены на двух земельных участках: старая территория автозавода площадью 30 га и новый производственный комплекс на участке в 60 га (часть его занимает производство "Автофрамоса", которое на торги не выставлялось). Начальная цена лота составила 5 506 711 000 руб., шаг аукциона – 2 млн руб. В торгах участвовали две компании – "Метрополь" и "Прометей". Победителем стала "Метрополь", предложившая за имущество завода 5 554 711 000 руб. По словам гендиректора ИФК "Метрополь" Михаила Слипенчука, покупка финансировалась за счет средств паевого фонда, созданного осенью этого года. На старой площадке автозавода "Метрополь" планирует построить 1 млн кв. м жилых и коммерческих помещений, а на новом "будет развиваться автомобилестроение за счет привлечения французских компаний", рассказал господин Слипенчук. От более подробных комментариев он отказался.

Конкурс прошел без участия основных претендентов – столичных властей и корпорации Mirax Group. Московские чиновники рассчитывали расширить за счет "новой" площадки производственные мощности СП "Автофрамос", где мэрии принадлежит 6,59% акций, а Renault – 93,41%. В июне департамент промышленности Москвы заявил, что выпуск Logan может быть удвоен с нынешних 60 тыс. до 120 тыс. машин, а глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон отметил, что в качестве одного из вариантов расширения производства "Автофрамос" рассматривает покупку площадей АЗЛК. Однако в последний день приема заявок московские чиновники отказались от участия в аукционе. "Из всего имущества завода нас интересовали лишь ДК 'Москвич' и часть производственных площадей для расширения 'Автофрамоса'. Однако имущество выставлялось одним лотом, и мы решили не участвовать",– объясняет чиновник правительства Москвы.

Группа "Метрополь" создана в 2002 году. В ее состав входят одноименная управляющая компания, Обибанк, компания "Русские аккумуляторы", "Метрополь Девелопмент", "МВС-Лизинг", сеть туристических агентств "Метрополь-Экспресс". Дочерние структуры группы владеют правами на разработку месторождений полиметаллических руд в Республике Бурятия. Объем операций с акциями на классическом рынке РТС в 2005 году – свыше $10,5 млрд.

Mirax Group до участия в аукционе не допустили, уверяет председатель совета директоров компании Максим Темников. "В последний день приема заявок наши представители в сопровождении нотариуса не были допущены к конкурсному управляющему Александру Иванову, в результате не было подписано соглашение о задатке, и мы не смогли участвовать в конкурсе",– говорит он. Господин Темников не исключает, что мэрия могла отказаться от участия в торгах, заручившись обещанием "Метрополя" выделить "Автофрамосу" дополнительные площади. Источник в мэрии не исключает такого развития событий. В "Автофрамосе" от комментариев отказались. Mirax Group уже подала иск в арбитражный суд Москвы с требованием признать итоги аукциона недействительными.

Конкурсный управляющий "Москвича" Александр Иванов и Михаил Слипенчук не согласны с претензиями Mirax. "Mirax пыталась вскочить в последний вагон уходящего поезда, они подали заявку слишком поздно",– говорит господин Слипенчук. А господин Иванов уверяет, что "подача заявки на участие в торгах в последние минуты приема заявок и последующая неуплата задатка – типичный для рейдеров ход, направленный на то, чтобы иметь юридическую возможность подачи иска об обжаловании торгов".

Mirax не допустили к аукциону по хорошо отработанной схеме, констатирует адвокат Алексей Филиппов, участвовавший в делах об оспаривании итогов торгов. Он сомневается, что компании удастся оспорить результаты конкурса. "Факт незаконности проведения торгов обосновать почти невозможно: претендентам обычно не удается доказать, что у них намеренно отказались принять документы",– объясняет юрист.

Топ-менеджер крупной девелоперской компании уверен, что и с учетом передачи "Автофрамосу" большей части "Москвича" реализация 1 млн кв. м принесет "Метрополю" более $500 млн прибыли с учетом затрат на покупку имущества завода и снос старых зданий. При этом собеседник Ъ напоминает, что аукцион по продаже "Москвича" – уже второй случай за последнюю неделю, когда Mirax столкнулся с административными барьерами. На прошлой неделе мэр Москвы Юрий Лужков раскритиковал проект корпорации по застройке Лужнецкой набережной, назвав объемы строительства на участке недопустимо высокими. Однако Максим Темников уверяет, что "это просто совпадение".

АНТОН Ъ-ПАВЛОВ, ОЛЬГА Ъ-ПЛЕШАНОВА, ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ



История автозавода "Москвич"

Автозавод "Москвич" ведет свою историю от автосборочного завода, построенного в 1929-1930 годах. Предприятие ежегодно собирало до 24 тыс. легковых и грузовых автомашин по лицензии Ford. В декабре 1933 года оно переименовано в Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи в Москве, в августе стало филиалом Горьковского автозавода и перешло к выпуску грузовиков "ГАЗ-АА". С 1939 года предприятие вновь стало самостоятельным и начало производство легковых "КИМ-10". В 1941 году завод эвакуирован на Урал, занимался выпуском оборонной продукции.

В 1945 году после реконструкции переименован в Московский завод малолитражных автомобилей. С 1947 года приступил к серийному выпуску легковых "Москвич-400" по образцу немецкого Opel Kadett. В октябре 1968 года переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Пик производства пришелся на 80-е годы, когда выпускалось до 200 тыс. машин ежегодно.

В 1993 году завод акционирован и переименован в ОАО "Москвич", но из-за финансовых трудностей производство было практически свернуто. В 1997 году правительство Москвы и французская Renault создали на площадях АЗЛК СП "Автофрамос" (сначала совладельцы имели по 50% акций, затем доля Renault увеличилась до 93,41%). Тогда же завод возобновил выпуск "Москвичей". Были освоены модели "Святогор", "Князь Владимир" и другие. В декабре 1998 года выпущен пятимиллионный автомобиль. В 1999 году мэрия Москвы, не добившись от правительства передачи завода в свою собственность, прекратила поддержку. Уже в 2000 году производство упало с 30 тыс. до 5 тыс., в 2002 году завод остановился. В январе 2004 года на нем введено внешнее управление, в 2006 году "Москвич" признан банкротом. Общая задолженность перед пулом кредиторов (Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба и правительство Москвы.– Ъ) – 28 млрд руб. 60,36% акций завода принадлежит государству.




КоммерсантЪ