Торговля – двигатель прогресса. Российская розничная торговля находится на пике своего развитияРоссийская розничная торговля находится на пике своего развития, сделали вывод исследователи БДО «Юникон». Подтверждение тому – рост товарооборота, экспансия крупнейших сетей в регионы, выход компаний на рынки капитала. Это положительная тенденция, отмечают эксперты, ведь торговля дает 20% прироста ВВП. «Розничная торговля является одним из самых динамичных секторов российской экономики. Свидетельством этому служат не только высокие темпы роста розничного товарооборота, но и стремительное развитие лидирующих компаний отрасли», – отмечают авторы работы «Розничная торговля в России: состояние и основные тенденции», подготовленной Центром макроэкономических исследований компании БДО «Юникон». В последние годы Россия неизменно находится в числе лидеров международного индекса развития розничной торговли, публикуемого компанией A. T. Kearney. Так, в 2006 году наша страна уступила лишь Индии, а показатель «привлекательность рынка» России был лучшим в первой пятерке рейтинга, сказано в документе. Таких результатов удалось добиться благодаря благоприятной макроэкономической ситуации, в частности, росту ВВП и снижению инфляции. Большую роль сыграло увеличение реальных доходов населения и стремительный рост потребительского кредитования. Исследователи отмечают также «качественное обновление ассортимента потребительского рынка» и «увеличение доли импортных товаров на фоне укрепления рубля». Возможно, рост был бы еще большим, если бы не дефицит торговых площадей и, как следствие, высокая арендная плата, пишут авторы. Развитие торговли «тормозят» административные барьеры, неразвитая складская и транспортная инфраструктура в регионах, нехватка квалифицированного персонала. Во многом поэтому пока основная доля торговли приходится не на «цивилизованные» супер- и гипермарекеты, а на рынки, ларьки и маленькие магазинчики. 53% российского продуктового ритейла в 2005 году, по данным Business Analitica, составляли открытые рынки, павильоны и киоски, 24% – традиционные продуктовые магазины, 10% – дискаунтеры (то есть экономичные магазины, ориентированные на покупателей со средним и низким уровнем дохода, отличающиеся небольшой площадью – от 200 до 800 кв. м – и ограниченным ассортиментом товаров). Лишь 7% торгового оборота приходилось на супермаркеты (магазины площадью от 700 до 4,5 тыс. кв. м с ассортиментной линейкой порядка 5–20 тыс. наименований, с наличием собственного производства продуктов первой необходимости и бесплатной парковкой) и 5% – на гипермаркеты (магазины самообслуживания, имеющие площадь более 5000 тыс. кв. м и предназначенные для удовлетворения широких потребностей потребителей в товарах разного профиля). Но постепенно крупные магазины завоевывают рынок. С этой целью предприятия активно выходят на рынки капитала, при этом все чаще решаются на первичное публичное размещение акций (IPO). Пионерами IPO в розничном секторе стали «Аптечная сеть 36,6» и «Седьмой Континент», разместившиеся в 2003-м и 2004 годах. По-настоящему интересными для инвесторов ритейлеры стали в последние годы, говорится в докладе. Это показало успешное размещение «Пятерочки» на LSE в мае 2005 года, по итогам которого было привлечено $597,6 млн. Следующей стала сеть «Магнит», IPO которой состоялось в апреле 2006 года. В ближайшем будущем количество IPO компаний, занимающихся розничной торговлей, будет только расти, считают в БДО «Юникон». О намерении провести IPO уже заявили «Дикси», «Копейка» и «Евросеть». В ближайшие несколько лет исследователи прогнозируют дальнейшее усиление концентрации рынка розничной торговли. Сейчас в нашей стране на трех крупнейших ритейлеров приходится чуть более 3% розничного товарооборота, но, по прогнозам, уже через несколько лет Россия по этому показателю приблизится к Польше (здесь 11% рынка держит тройка лидеров). Будет увеличиваться и конкуренция, в том числе за счет иностранцев. На сегодняшний день из 15 крупнейших мировых продуктовых ритейлеров на российском рынке присутствуют лишь четыре (Auchan, METRO, Rewe, SPAR), в то время как в Польше – 12, в Чехии – 10. Российские розничные сети в связи с этим устремятся в регионы и постараются охватить всю территорию страны, прогнозируют эксперты. В последнее время именно торговля стала локомотивом российской экономики. «Доля торговли и сектора услуг в приросте ВВП растет. И это положительная тенденция, поскольку в развитых странах это доля достаточно велика», – говорит «Газете.Ru» эксперт Экономической экспертной группы Анна Васильева. «Увеличение потребительского спроса и инвестиций становится определяющим фактором роста российской экономики в ближайшей перспективе», – оптимистично заявляют в Минэкономразвития. «Рост доли торговли означает диверсификацию ВВП, снижение ориентированности на промышленность, – отмечает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. – Из 7% роста ВВП за 2006 год примерно 1,4% обеспечила торговля». Вот только не очень хорошо, что внутренний спрос удовлетворяется в основном за счет импорта, добавляют эксперты. Екатерина Мереминская Газета.RU |