08.12.2006

Коррупция доживает последние дни. Российские законы будут проверены на коррупциогенность



Российские законы будут проверены на коррупциогенность, а взяточничество станет караться не меньше чем лишением свободы. Такие меры российское правительство намерено включить в программу борьбы с коррупцией. Ближайшим практическим результатом станут кадровые чистки в министерствах.

В четверг российские министры обсудили, как им победить коррупцию, отреагировав на импульс, посланный им недавно президентом. «Деньги и власть должны быть разъединены. Это выбор каждого чиновника, каждого сотрудника государственного аппарата или работника правоохранительных органов. Хотите зарабатывать деньги – идите в бизнес. Хотите служить государству и реализовывать себя на государственной службе – живите на государственную плату», – такой ультиматум поставил Владимир Путин чиновникам в ноябре на совещании с руководителями правоохранительных органов. Таким образом, он фактически призвал их проверить чистоту своих рядов.

«Основополагающие механизмы государственной службы, призванные предупреждать коррупцию среди чиновников, не работают», – обрисовал министрам сложившуюся ситуацию генпрокурор Юрий Чайка, пришедший в четверг на заседание кабинета. Во всех федеральных министерствах и ведомствах, по которым прошли прокурорские проверки, были обнаружены сотрудники, не подавшие налоговые декларации по доходам и имуществу, а также справки в кадровые службы, подтверждающие, что чиновник не занимается еще и коммерческой деятельностью. «Только в Федеральном агентстве по образованию таких сотрудников 249, что составляет 72% от общего количества», – рассказал прокурор. Прокуратура получила подтверждение, что чиновники при поступлении на госслужбу не проходят конкурсный отбор, участвуют в коммерческой деятельности, владеют пакетами акций компаний, оказывают платные услуги хозяйствующим субъектам, получают «пожертвования» и «спонсорскую помощь» от коммерческих структур «на обеспечение функционирования органов госвласти», ездят в командировки за счет юрлиц.

Основной причиной разгула коррупции генпрокурор считает несовершенство законов, оставляющих многие решения «на усмотрение» чиновника. Ликвидировать такую размытость, по его мнению, поможет проверка каждого закона на «коррупциогенность».

«Сегодня взятка в конверте давно стала атавизмом коррупционных отношений, а оплата коррупционных услуг крупным чиновникам осуществляется все чаще в безналичной форме, в том числе на счетах зарубежных банков», – поддержал коллегу первый замглавы МВД Александр Чекалин. И предложил установить «жесткий финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и членов их семей».

Но чтобы победить коррупцию, этого мало, считает Чекалин: даже если преступление доказано, нарушители зачастую уходят от ответственности благодаря «необъяснимо лояльной правоприменительной практике» в отношении них. «Судебная практика – назначение наказания, не связанного с лишением свободы, ниже низшего предела, применение актов амнистии, прекращение дел в виду так называемого деятельного раскаяния, или даже примирение с потерпевшими, а также применение условно досрочного освобождения – сводит на нет все усилия правоохранительной системы», – пожаловался замминистра. Чекалин предложил радикальную меру – ввести безальтернативную санкцию по статье 290 УК (получение взятки): «Исключительно лишение свободы для четко регламентированных категорий таких деяний». Штрафы, по его мнению, допустимо применять лишь в отношении «мелких госслужащих, врачей и учителей, уличенных в разовых поборах».

В обсуждение внес лепту и министр экономического развития и торговли Герман Греф. Он предложил принять этический кодекс поведения чиновника. «Ближайшие родственники не должны являться участниками самых богатых списков», – заявил он. Впрочем, одними репрессивными мерами коррупцию не побороть. «Если средняя заработная плата в городе Москве 26 тысяч рублей, а средняя заработная плата сотрудника центрального аппарата министерства – 18 тысяч рублей, то о какой борьбе можно говорить?» – объяснил коллегам Греф. Однако поддержки эта реплика не нашла, хотя еще недавно именно низкие зарплаты в правительстве называли одной из главных причин коррупции и даже предлагали меры по исправлению такого положения вещей. Но президент же ясно дал понять: кому нужны высокие доходы – пусть идут в бизнес, среди слуг народа им не место. Так что бороться с коррупцией будут не пряником, а исключительно кнутом.

Для тех, кто в этом еще сомневался, окончательную ясность внес премьер Михаил Фрадков. «Принять исчерпывающие меры. Включая необходимые кадровые решения. И о результатах работы доложите правительству. В месячный срок. Начинать надо буквально с себя. И со своего аппарата, – напутствовал он министров на прощание. – Это должно быть известно в ваших ведомствах, кто не подает декларации, кто совмещает, буквально в открытом режиме, работу в коммерческой организации и свою деятельность на госслужбе, оказывая платные услуги». И обнадежил, что никакая корпоративная солидарность здесь не поможет уйти от огласки: «На правительстве подобные вопросы всегда будут рассматриваться только «под прессу». Открытость – это тоже один из способов борьбы с коррупцией».

Екатерина Мереминская

Газета.RU