Японский «Дукат». Главная цель Japan Tabacco – дочка Gallaher «Лигетт-Дукат»Компания Japan Tabacco (JT) хочет стать лидером на российском табачном рынке, для чего планирует купить британскую Gallaher. Главная цель JT – дочка Gallaher «Лигетт-Дукат», которая оценивается примерно в половину стоимости самой компании. Однако сделке может помешать российская ФАС. Японская компания Japan Tabacco Inc., входящая в тройку крупнейших мировых производителей сигарет, cобирается приобрести британскую табачную компанию Gallaher Group (бренды: Benson & Hedges, Silk Cut, Sovereign, Sobranie, Ronson). Как заявляют в Gallaher, пока ведутся лишь предварительные переговоры, которые совсем необязательно приведут к совершению сделки. Действительно, компании с капитализацией в $12,6 млрд есть из кого выбирать для успешной продажи собственного бизнеса. На покупку Gallaher, помимо Japan Tabacco, претендуют несколько мировых производителей сигарет, среди которых Philip Morris и BAT. Japan Tobacco контролирует около 70% японского рынка. На Россию и Украину приходится почти треть зарубежных продаж компании, составляющих более $4 млрд в год, за счет таких брендов, как Camel, Winston, Salem, «Петр I». В России ей принадлежат две табачные фабрики – «Петро» и «JTI-Елец». Компания JTI на российском табачном рынке занимает четвертое место по объему производства (в 2005 году – 62 млрд сигарет). Первое место держит компания Philip Morris, производящая порядка 90 млрд сигарет в год. Второе и третье занимают British American Tobacco (78,4 млрд, по данным ассоциации «Табакпром» – 80 млрд) и «Лигетт-Дукат» (70 млрд). JTI уже заявляла ранее, что собирается увеличить производственные мощности в России за три-четыре года на 40% – до 100 млрд сигарет в год, что позволило бы компании стать лидером российского табачного рынка, который оценивается в 260–280 млрд сигарет и папирос в год. Табачная фабрика «Лиггетт-Дукат», принадлежащая Gallaher, как раз подходит для этих целей, в прошлом году компания произвела 70,5 млрд сигарет. Помимо собственного производства, Gallaher по лицензии производила несколько сигаретных брендов на фабрике «Донской табак», но в этом году с фабрикой не был продлен договор, поскольку компания полностью обеспечила производство за счет собственных мощностей. Как предполагают эксперты, если сделка состоится, то JTI приобретет не менее 50% Gallaher. Российский бизнес компании – «Лиггетт-Дукат» составляет примерно половину стоимости всей компании, что видно по итогам производства первого полугодия 2006 года: «Лиггетт-Дукат» произвела 40 млрд сигарет из общего показателя производства Gallaher, который составил 85 млрд сигарет. Gallaher Group контролирует почти 17% российского рынка. Выручка Gallaher в СНГ в 2006 году возросла на 18,7% – до 250 млн фунтов стерлингов с 211 млн фунтов стерлингов в I полугодии 2005 года. Мировые продажи Gallaher Group в I полугодии возросли на 4,1% – до 85,5 млрд сигарет, в денежном выражении – на 2,1%, до 4,028 млрд фунтов стерлингов. Напомним, что сразу после амбициозного заявления JTI российские участники рынка предположили, что для достижения лидерства в России компания намерена приобретать новые мощности. Одним из претендентов эксперты назвали фабрику «Донской табак». Судя по тогдашним словам главы компании Хироси Кимуры, компания рассчитывала исключительно на имеющиеся производственные мощности. О том, что развитие не будет связано с поглощениями, говорил тогда и управляющий по связям с общественностью JTI в России Анатолий Верещагин. Как увеличилось производство компании с момента заявления о претензиях на лидерство, в JTI не сообщают, ссылаясь на то, что результатов за 2006 год следует ожидать не ранее марта следующего года. Руководитель отраслевого информационного агентства «Русский табак» Максим Королев вспоминает, что еще до заявления главы JTI компания очень много инвестировала в производственные мощности внутри страны, рассчитывая увеличить производство за счет собственных сил. Теперь же, «если информация о приобретении Gallaher официально известна, то велика вероятность совершения сделки», подчеркивает Королев: «Подобное слияние однозначно сделает JTI лидером российского рынка, а также рынка Украины и Казахстана». Аналитик считает, что JTI, возможно, придется согласовывать приобретения на территории России с Федеральной антимонопольной службой: «Здесь могут возникнуть трудности, поскольку в случае слияния с Gallaher JTI будет занимать более трети российского табачного рынка». Анна Дорофеева Газета.RU |