Полуобед, полуготов… Обзор новосибирского рынка мясных полуфабрикатовИсследования компании PreVIEW Весной 2006 года исследовательской компанией PreVIEW была проведена очередная волна регистрации ассортимента на рынке мясных полуфабрикатов г. Новосибирска.* Анализ регистрации ассортимента позволяет найти ответы на следующие вопросы: «Какие производители представлены в различных торговых точках города?», «Каков ассортимент представленной продукции?», «Равномерно ли представлена продукция различных производителей по типам торговых точек или районам города?», «Каковы средние цены на продукцию?». Все это дает возможность производителям разрабатывать производственную и дистрибьюторскую стратегии, отслеживать состояние рынка по продукции и конкурентам. В ходе проведенного исследования фиксировалась информация, содержащаяся на этикетке продукта: производитель, марка, наименование, цена и т.п. При этом исключались полуфабрикаты, не содержащие мясо либо содержащие мясо птицы. При этом рассматривались все виды полуфабрикатов – фасованные, продаваемые на развес, продукты из цельного мяса и фарша. Данные собраны по 200 торговым точкам различного типа (супермаркетам, киоскам, продовольственным магазинам и другим). Особенностью проведения регистрации мясных полуфабрикатов является то, что исследователь имеет дело с большим числом неупакованной продукции. Сибирский потребитель ориентирован в покупках полуфабрикатов на местные марки, продукция которых кажется ему более безопасной и свежей. Соответственно, на прилавках новосибирских магазинов в большом количестве представлены полуфабрикаты относительно мелких производителей. Кроме того, многие розничные торговые сети начинают производить собственные линейки полуфабрикатов. Продажа полуфабрикатов требует от магазина соблюдения определенных технических условий, первоочередным из которых является наличие морозильного ларя. Еще несколько лет назад это сужало рынок полуфабрикатов, ограничивая их дистрибьюцию только относительно крупными магазинами. На сегодняшний день мясные полуфабрикаты зарегистрированы в 92% всех торговых точек Новосибирска. В среднем в магазине, торгующем полуфабрикатами, представлено 32 наименования подобных продуктов (рис. 1). При этом средняя широта ассортиментной линейки колбасных изделий – 38 наименований, а мясных деликатесов – 12. В 2006 году мясные полуфабрикаты представлены в 95% магазинов и в 100% супермаркетов. Эти показатели достаточно стабильны и соответствуют показателям, зафиксированным в прошлом году.
Характерной чертой новосибирского рынка полуфабрикатов является наличие сильных местных игроков, безусловным лидером среди которых является ООО «КП Сибирский гурман». Это крупный производитель, занимающий устойчивые позиции на рынках Восточной и Западной Сибири, а также Урала. Его продукция представлена в 84% новосибирских магазинов, торгующих полуфабрикатами, и занимает 40% от всех зарегистрированных полуфабрикатов. Эта марка не только наиболее широко представлена в новосибирских магазинах, но и предлагает самый большой ассортимент рассматриваемой продукции. На рынке Новосибирска достаточно мало представлены полуфабрикаты федеральных марок – приверженность потребителей продукции местного производства все еще достаточно сильна. Если рассматривать позиции региональных лидеров в динамике, то несложно заметить, что они укрепляются год от года (рис. 5). Это может объясняться как планомерной работой со стороны производителей, так и «бумом» ритейла в городе, то есть бурным развитием сетей супермаркетов. В любом случае, потребитель Новосибирска, приходя в магазин, сталкивается сегодня с достаточно широким ассортиментом разнообразных полуфабрикатов местных марок, хорошо знает лидеров и, скорее всего, в достаточной степени доверяет маркам-лидерам. * Регистрация товарного ассортимента – составление перечня товаров одной или нескольких групп и их характеристик (цена, вес, упаковка), представленных в розничных торговых точках. Иван Черкасов
|