Музыкальные магазины переезжают в интернетУже через три года 70% музыки, софта и видео в России будет продаваться через интернет и сотовые сети – с таким прогнозом выступила компания J`Son & Partners. По ее оценкам, развитие широкополосного доступа и платного ТВ к 2010 году практически уничтожит в крупных городах пиратскую розницу и приведет к значительному сокращению доли легальных медиаритейлеров на рынке. Продавцы дисков, однако, убеждены, что говорить об усилении конкуренции со стороны онлайновых сервисов пока преждевременно. Как следует из отчета J`Son & Partners, по итогам 2006 года объем российского рынка цифрового контента (имеются в виду как легальные, так и пиратские продажи медианосителей, мобильного контента, платного цифрового ТВ и продажи интернет-контента) составил $1,7 млрд, а к 2010 году его объем вырастет почти в 3,5 раза – до $5 млрд. При этом доля рынка, которую сейчас занимают физические носители, снизится, отмечает аналитик J`Son & Partners Анастасия Лозыбная: "Если сейчас на дисках продается 60% цифрового контента, то через три года их рыночная доля будет около 40%. Остальная музыка, фильмы и видео будут продаваться через интернет, сотовые сети и каналы платного ТВ". Сокращение доли легальных продавцов дисков на медиарынке, по мнению эксперта, будет не единственным последствием развития сетей широкополосного доступа и платного ТВ. "Дистанционные продажи контента приведут к резкому сокращению объемов продаж пиратской розницы,– рассуждает госпожа Лозыбная.– Сейчас доля пиратов на рынке физических носителей составляет 70%, к 2010 году она сократится до 40%". Мнения экспертов относительно прогноза J`Son & Partners разделились. Эксперты по информационной безопасности согласны с выводами аналитиков. "По нашим оценкам, оборот рынка пиратских носителей в Москве на конец 2005 года составлял около 65 млн руб. в месяц. По итогам 2006 года он снизился примерно на 30%, и мы связываем это с расширением проникновения широкополосного доступа",– рассказал ответственный секретарь комиссии по безопасности информационного рынка совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы Олег Яшин. По словам господина Яшина, пользователи все охотнее качают с помощью сетей передачи данных не пиратский, а легальный медиаконтент: "Его предпочитают пиратским дискам. Как ни странно, покупателям психологически легче сделать мобильный платеж или перевести деньги из web-money-кошелька, чем расстаться с реальными деньгами". По мнению коммерческого директора компании "Комкор-ТВ" Сергея Бешева, российский рынок дистрибуции медиаконтента к концу этого десятилетия будет двигаться в том же направлении, что и развитые рынки США и стран Европы: "За последние два года в мире продажи видео и музыки на физических носителях упали на 35%. Продажи контента через сети передачи данных выросли на 100%. Повторение такого сценария в России возможно". Легальные продавцы дисков, в свою очередь, рассматривают альтернативный сценарий развития рынка. "Я думаю, что сети передачи данных сильно не потеснят дисковую розницу. Сейчас на рынок выходят форматы видео высокой четкости HD-DVD и Blu-ray. Пока сети передачи данных не могут предоставить пользователям видеоконтент сопоставимого качества, фильмы в этих стандартах еще долго будут покупать на дисках",– считает председатель совета директоров компании "Союз" Александр Менн. По его оценкам, к 2010 году легальный российский рынок физических носителей вырастет в два раза – до $2 млрд. Директор по связям с общественностью сети "Техносила" Надежда Сенюк также считает, что говорить о резком снижении доли продаж цифрового контента на физических носителях пока преждевременно: "Исследования показывают, что интернет-услугами пользуется только активная часть населения, основная же масса предпочитает совершать покупки в точках продаж. Это психологический фактор, на преодоление которого потребуется отнюдь не пять лет". ИННА Ъ-ЕРОХИНА, ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВКоммерсантЪ |