22.02.2007
Russian Food&Drinks

Царское это дело. Рынок майонеза г. Барнаула

Исследования МИГ «Маркис»

  Человечеству майонез известен давно, в числе его почитателей немало известных исторических персонажей. Так, например, немецкий кайзер Вильгельм II лично готовил такой соус для себя и своей семьи.
Технология приготовления майонеза со временем совершенствовалась, но основные ингредиенты остались неизменными – это растительное масло, яичный желток, лимонный сок или уксус.
  В рационе россиян майонез занимает важное место. Этот соус используют для придания особого вкуса при приготовлении салатов, супов, вторых блюд, бутербродов, для запекания. Рецептов приготовления блюд с майонезом множество, но ни в одном не указано, какой вид соуса лучше всего использовать. А между тем сейчас на рынке представлено множество вариантов этого продукта. В частности, майонезы различаются по жирности: классический столовый – 68%, средней жирности, низкокалорийный; вкусовым добавкам: например, майонез с перцем, лимоном, чесноком, сыром, оливковым маслом, перепелиными яйцами, и так далее. И каждый производитель сегодня наряду с классическими видами старается включить в свою продуктовую линейку майонез с оригинальной рецептурой.
  Такое разнообразие, конечно, радует покупателя, но в то же время усложняет ему выбор. Цель данной статьи – рассмотреть особенности потребительских предпочтений на рынке майонеза на примере исследования рынка г. Барнаула, проведенного в сентябре 2006 года маркетинговой исследовательской группой «Маркис».
  В опросе участвовали 500 жителей Барнаула. Сбор информации проводился методом стандартизированного личного интервью по месту жительства. При отборе респондентов использовался маршрутный метод с последующим случайным отбором. Выборка репрезентирует генеральную совокупность по полу, возрасту, количеству членов семьи и месту жительства.
  Полученные в ходе исследования данные подтверждают популярность майонеза – 94% семей, участвовавших в опросе, являются покупателями этого продукта. При этом 67,8% семей приобретают этот соус не реже одного раза в неделю и составляют группу активных покупателей. Реже одного раза в месяц майонез покупают только 3,4% респондентов (рис. 1).
  В то же время потребителями майонеза являются 87% респондентов. Ежедневно его едят 40,4% опрошенных, 2-3 раза в неделю – 31,2%. Эти две группы, в совокупности составляющие 71,6%, можно отнести к числу активных потребителей (рис. 2).

Частота покупки мойонеза  Частота потребления мойонеза

  По объему ежемесячных покупок потребительский рынок можно сегментировать на 4 группы (рис. 3):

Среднемесачный объем покупки мойонеза

  1. Потребители с высоким уровнем активности, покупающие 4–15 килограммов майонеза в месяц, – 12% опрошенных семей.
  2. Потребители с уровнем активности выше среднего, покупающие 2–3,9 килограмма майонеза в месяц, – 34,4% опрошенных семей.
  3. Потребители с уровнем активности ниже среднего, покупающие 0,6–1,9 килограмма майонеза в месяц, – 35% опрошенных семей.
  4. Потребители с низким уровнем активности, покупающие 0,1–0,5 килограмма майонеза в месяц, – 11,6% опрошенных семей.
  Наиболее предпочтительной упаковкой майонеза почти для половины опрошенных покупателей является стоячий пластиковый пакет емкостью 250 граммов (рис. 4). Соус в 150-граммовых пакетиках чаще всего покупают 25% респондентов, в основном это те, кто приобретают майонез каждый или почти каждый день. На третьем месте по популярности находится пластиковое ведерко 0,7–1 килограмм – 19,4% опрошенных семей отдают предпочтение этой упаковке майонеза; среди них преобладают те, кто покупает этот соус 1 раз в месяц и реже.

Предпочтения респондентов по типам и объемам упаковки

  На барнаульском рынке майонеза на сегодняшний день представлены порядка 25 марок как местных производителей, так и компаний из других регионов России. Согласно полученным в ходе опроса данным, самой известной является марка «Персона» (ООО «Барнаульский майонезный завод») – ее самостоятельно вспомнили 70% респондентов.
  Вторую позицию по известности занимает ТМ Calve (ООО «Юнилевер СНГ») – 24,6%, далее следует ТМ «Моя семья» (СП «Хайнц-Петросоюз», Санкт-Петербург) с показателем 21% голосов опрошенных.
  В то же время значительная часть респондентов не смогла назвать конкретной марки майонеза и ограничилась такими наименованиями, как «Провансаль» – на его долю пришлось 22,8% ответов, и «Оливковый» – 12,8% (рис. 5).

Знание марок мойонеза

  Что касается рейтинга покупок, то здесь лидирующую позицию также занимает марка «Персона» – 57,6% семей покупали соус этой марки хотя бы 1 раз в течение месяца перед опросом. Это объясняется невысокой ценой майонеза «Персона» по сравнению с продукцией других марок при аналогичном качестве. Майонезам Calve и «Махеев» отдали предпочтение 11,2 и 10,8% семей соответственно (рис. 6).
  При этом и по соотношению цены и качества участники опроса лучшими назвали продукцию марок «Персона», Calve и «Махеев» (рис. 7). Однако не всегда предпочтения респондентов при покупке совпадают с их мнением о «лучшей марке». Так, на четвертой позиции в этот раз оказался майонез «Лука» одноименного российско-корейского предприятия, который в предыдущих рейтингах занимал не столь высокие позиции.

Марочные предпочтения потребителей при покупке майонеза  Лучшие, по мнению респондентов, марки майонеза по соотношению цены и качества

  В целом рынок майонеза г. Барнаула можно охарактеризовать как развитый и насыщенный. Наиболее успешную позицию на нем, как уже неоднократно отмечалось, занимает Барнаульский майонезный завод с торговой маркой «Персона». Остальные игроки находятся в состоянии жесткой конкуренции друг с другом, что подтверждает соотношение показателей известности и покупок марок (рис. 8).

Положение марок на рынке майонеза по соотношению показателей известности и покупок

  В заключение хотелось бы отметить, что на российском рынке майонеза в целом, и на барнаульском в частности, происходят значительные изменения. Во-первых, производители сейчас стремятся выпускать майонез не только классических видов, но и с различными вкусами; во-вторых, продвигают не одну, а сразу несколько марок.
  Так, например, Барнаульский майонезный завод выпускает майонез под тремя торговыми марками: «Персона», «Застолье», «Дачный рецепт»; «Моя семья» и «Мечта хозяйки» – это торговые марки совместного предприятия «Хайнц-Петросоюз», продукция которого производится на мощностях компании «Петропродукт – Отрадное» и Ивановского маргаринового завода.
  Холдинг «Солнечные продукты», чьи соусы выпускаются на мощностях ОАО «Новосибирский МЖК», помимо одноименного бренда, представляет на рынке Барнаула ТМ «Оливьез» и «Чудесница».

Снежана Нарожная

FOODMARKET