Жеребцы опять? Парижское шоу антикварных автомобилей и аукцион Christie’s говорят о повышении интереса к подержанным средствам передвиженияРынок дорогих коллекционных машин существовал всегда, но именно сейчас он начал стремительно расширяться. Под флагом сей тенденции в февральском Париже проходит крупнейшее европейское шоу старинных автомобилей, а в этом году аукцион Christie’s объявил о проведении двухдневных тематических торгов.В детстве все любят яркие и безвкусные вещи. Девочки – яркие нарядики и клипсы, похожие на мамины драгоценности, только больше и ярче; мальчики – крутые машинки и пушки-пистолетики. «Говорят, что один такой автомобиль хранился у Нельсона Рокфеллера, однако никто его так и не увидел» Время идет, мальчики и девочки взрослеют, но привычки не меняются: теперь мальчики в малиновых пиджаках ездят на крутых тачках, а девочки обвешиваются бриллиантами, как богиня Кали черепами. Но рано или поздно все меняется и приходится взрослеть: мальчики перелезают в деловые костюмы и смокинги, девочки – в вечерние платья, начинает хотеться чего-то со вкусом, изящного, изысканного. Вот тогда-то вместо очередной тачки покупаешь картину Пикассо или коллекционное вино. А раз уж мы увлеклись стариной и изысканностью – как тут обойтись без коллекционных старинных автомобилей? Именно благодаря такой нехитрой логике рынок коллекционных авто все стремительнее набирает обороты и капиталоликвидность. Если раньше старинными коллекционными машинами интересовались в основном шейхи, особо эксцентричные миллиардеры да члены британской королевской семьи, то теперь все больше бизнесменов и просто небедных людей желают иметь такой антиквариат в коллекции, чтобы при случае похвастаться коллегам по тусовке. Как говорят, «хаммеры» в этом сезоне – уже не модно», что и показывает Retromobile 2007.
Легенды и мифы
Преобладают машины спортивные и полуспортивные – например гоночный Talbot Lago, призер суточных гонок Ла-Манша 1953–54 гг. (эстимейт в полтора миллиона евро) или Amilcar MCO двадцать седьмого года выпуска (эстимейт 300–400 тыс. евро), в 1927–28 годах побивший шесть рекордов скорости в своем классе. Не обижены и любители кабриолетов: «Панар-Левассор» столетнего возраста (1908 год выпуска, эстимейт колеблется в районе 160–200 тыс. евро), а также единственный оставшийся в мире гоночный Gatsonides Barchetta, который, правда, в два раза младше своего ровесника (1950 год выпуска, однако эстимейт – 90–130 тыс. евро).
Но и это еще не все. Пока публика обсуждала вероятность появления нескольких болидов класса «Формула-1» или даже пары моделей шоссейных «Феррари», устроители волевым решением выставили на торги уникальный лот, никогда на ранее не бывавший на торгах. D-Type был придуман и сконструирован самим Фердинандом Порше в 1939 году, а поскольку великий конструктор относился к автомобилям как к произведениям искусства, D-Type кардинально отличается от любой другой машины. Двигатель и топливные баки располагаются прямо под местом пилота, а максимальная скорость достигает абсолютно немыслимой для середины ХХ века величины в 250 километров в час, что и по нынешним-то временам очень даже ничего, ну а для 1939-го – просто сверхсветовой корабль. Легенда автомобилестроения получила Гран-при в Белграде в год своего создания, а с тех пор перешла в область мифов и преданий, практически не появляясь в крупных соревнованиях. Считается, что после Второй мировой уцелели только два болида, остальные либо были уничтожены, либо осели где-то в частных коллекциях. Говорят, что один такой автомобиль хранился у Нельсона Рокфеллера, однако никто его так и не увидел. Обе выжившие модели были вывезены в СССР для изучения, где подверглись разборке. Однако спустя какое-то время части их появились в Великобритании, где модели и отреставрировали по сохранившимся оригинальным чертежам. Эксперты признаются, что предложить даже примерный эстимейт для этого автомобиля не представляется возможным, однако цена его должна начинаться где-то с десяти миллионов евро.
Мода или тенденция?
Только в 2002 г. дом Christie’s продал коллекционных автомобилей на сумму 32 млн евро. Хотя сотрудники дома и предсказывают нынешнему аукциону успех, да и эксперты с ними соглашаются (специалист аукционного дома Руперт Баннер считает, что февральский аукцион – квинтэссенция международных автомобильных торгов), рынок этот до сих пор оставался (и остается) венчурным, т.е. рискованным. Вряд ли, однако, крупный аукционный дом будет рисковать очень уж сильно – попробуем проследить тенденцию этого рынка.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что поворотным для рынка коллекционных авто стал аукцион классических автомобилей Barrett-Jackson 2005 года. Цены тогда были несколько иными, но и выставленные на торги автомобили были примечательны даже не столько своей историей, сколько «фишечками». Так, совершенно уникальный Delahaye «Whatthehaye» Бойда Коддингстона ушел с молотка за 540 тысяч долларов – но не столько благодаря известному имени конструктора и даже не из-за Viper V10 с 450 лошадиными силами и шестискоростной трансмиссией, но скорее по причине наличия комплекта оригинальных колес Boyd, существовавших на нем в единственном экземпляре. Да еще эксклюзивного интерьера салона от Габе Лопеза.
Однако именно с этого аукциона начинается новая эра: на торги стали в массе своей попадать не просто коллекционеры, но профессиональные автолюбители, способные оценить не только оригинальный салон и цвет кузова, но и техническое совершенство болида. На том же аукционе двухдверный Chrysler Airflow 1936, один из четырех существующих в мире, был продан даже дороже коддингстоновского «пижона» – за 550 800 долларов. Ну а главным событием стал тогда Oldsmobile F-88, ушедший с аукциона за 3 млн 240 тыс. долларов, чем, отчасти, и задал некую минимальную ценовую планку для автомобилей своего класса, от которой и отталкиваются эстимейты парижских ретромобилей этого года.
Владислав Поляковский, Париж
|
||