05.03.2007

Windows Vista не догоняет

Windows Vista Новая Windows Vista по результатам продаж значительно уступает другим известным операционным системам. С момента выпуска эту программу установили лишь на 1% компьютеров в мире. В России Vista тоже продается плохо. Правда, Билл Гейтс положением дел доволен, рассчитывая на долгосрочную перспективу.

По данным на 3 марта, операционная система Windows Vista, поступившая в продажу 30 января 2007 года, сейчас работает менее чем на 1% компьютеров в мире. Об этом говорится в отчете Net Applications, занимающейся мониторинговыми исследованиями аудиторий web-сайтов. По оценкам Net Applications, самая популярная операционная система (ОС) сейчас по-прежнему Windows XP (84% компьютеров), за ней следуют Windows 2000 (4,8%), Mac OS (4,3%), Windows 98 (1,5%) и Vista (0,93%). На долю остальных приходится около 4%.

Net Applications и WebSideStory собирают статистику по нескольким тысячам серверов, на которых работают web-сайты. Через эти серверы можно получить данные почти о каждом компьютере, с которого при помощи браузера запрашивается та или иная интернет-страница – помимо прочего так можно получить и информацию о работающей на компьютере операционной системе.

Результаты, показываемые Windows Vista, не должны устраивать руководство Microsoft, так как не соответствуют ожиданиям.

Но в самой корпорации на этот счет существует как минимум две точки зрения. В феврале 2007 года исполнительный директор Microsoft Стив Балмер признал, что планы по реализации Windows Vista были «слишком агрессивными». В том, что Vista плохо продавалась, он обвинил пиратов развивающихся стран – Бразилии, России, Индии и Китая.

Председатель совета директоров Microsoft Билл Гейтс с Балмером не согласился и заявил на пресс-конференции в Оттаве 20 февраля, что продажи новой ОС соответствуют прогнозам и не могут не радовать. Его слова приводит агентство Reuters. Об успехе, по мнению главы Microsoft, свидетельствует чрезвычайно высокий спрос на компьютеры с предустановленной Vista.

Пока прав, скорее, Балмер. Хотя во время презентации новой ОС на Тайване глава регионального представительства Microsoft в Китае Алекс Чиан заявил, что число копий Vista, проданных за первый год после релиза, вдвое превысит аналогичный показатель для XP, выпущенной в 2001 году, Vista набирает популярность медленнее, чем в свое время XP. По данным WebSideStory, занимающейся мониторинговыми исследованиями, Windows XP, поступившая в продажу 25 октября 2001 года, к 7 ноября того же года, то есть меньше чем за две недели, получила 2,4% рынка. У Vista пока нет и 1%, а прошел уже месяц. Российские ритейлеры отмечают, что компьютеры с Windows Vista у нас пока продаются плохо.

По словам менеджера корпоративного отдела компании «Формоза» Андрея Нагорного, на долю ПК с предустановленной Vista в этой розничной сети приходится не более 5% продаж. «В России есть спрос в основном на дешевые ПК, которые не соответствуют системным требованиям Vista», – подчеркивает Нагорный. Директор департамента маркетинга компании «Аквариус» Андрей Кириян также отмечает, что доля Vista в продажах невысока. «Наши основные заказчики – корпоративные пользователи, которые крайне консервативны», – объясняет Кириян.

Эксперты не удивлены низкой популярностью Vista в первый месяц после ее выпуска. Дэвид Брэдшоу, аналитик европейского агентства Ovum, и не ожидал «быстрого старта» продаж новой операционной системы в феврале. Максим Савватин, ведущий аналитик компании iKS-Consulting, тоже говорит, что февральские результаты Microsoft его не удивляют. По мнению Брэдшоу, Vista будет завоевывать рынок медленно и результаты имеет смысл обсуждать не раньше конца 2007 года. Он считает главной проблемой Vista высокие системные требования к компьютеру, на который планируется установить новую Windows, – может понадобиться до 1 Гб оперативной памяти.

И рядовые потребители, и компании получат Vista только с новыми компьютерами – значительная часть работающих сегодня машин новую ОС «не потянет», считает эксперт. Компании, как правило, обновляют технику менее охотно, чем частные пользователи, да и для руководства организаций вопрос совместимости старых программ стоит острее, добавляет Брэдшоу.

При этом у аналитиков нет единого мнения, сможет ли обильная реклама помочь Microsoft в продвижении Vista. Например, Брэдшоу полагает, что массированная рекламная кампания, скорее всего, будет запущена в конце года и повысит популярность Vista. Однако есть и другое мнение. Всплеск продаж новой Windows можно ожидать лишь через полтора-два года, и связан он будет с обновлением парка компьютеров, считает Максим Савватин. «Microsoft вряд ли соберется форсировать события» – добавляет аналитик.// Павел Лебедев, Тимур Мухаматулин

GAZETA.RU