По обе стороны прилавка. Продуктовая розничная торговля Санкт-Петербурга
Исследования компании BusinessIntel Материалы статьи основаны на переписи розничных торговых предприятий Санкт-Петербурга и пригородов, проводившейся специалистами компании BusinessIntel летом 2006 года.
Цели составления регистра торговых точек двояки. С одной стороны, проводя исследования в области розничной торговли, крайне важно хорошо разбираться в ее структуре. Это необходимо для создания выборок и понимания того, в каком направлении происходит развитие розницы. С другой стороны, полная и надежная база данных по розничным предприятиям помогает производителям отладить дистрибьюцию, сегментировать базу своих клиентов и соотнести ее с регистром магазинов. Кроме того, с помощью такой базы производители могут выявить «не-клиентов» и причины, по которым они таковыми являются.
Перепись охватывает все 13 районов, расположенных в черте Санкт-Петербурга, а также основные пригороды – Всеволожск, Гатчину, Зеленогорск, Колпино, Красное Село, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк, Стрельну и Шушары.
В исследование были включены все виды продовольственных магазинов. В выборку не вошли специализированные павильоны и киоски, реализующие молоко, табак и корм для животных.
К основным параметрам переписи относятся:
- название и адрес торговой точки;
- тип торговой точки и ее принадлежность к розничным сетям;
- торговая площадь;
- наличие оборудования: охлаждающего, морозильного, сканеров;
- ассортимент предлагаемых товаров*;
- специализация магазина**.
Всего по итогам переписи в Петербурге и пригородах было зарегистрировано 5502 торговые точки. Половина всех розничных предприятий приходится на так называемую нестационарную торговлю – павильоны и киоски (рис. 1). Сетевые магазины занимают всего 8% от общего количества торговых точек, однако, по оценкам экспертов, они осуществляют 40–45% всех продаж продуктов питания.
Около трети всех магазинов Санкт-Петербурга и пригородов работают по принципу самообслуживания – наиболее современной формы торговли. Несмотря на то что эта форма обслуживания покупателей является более рискованной с точки зрения воровства, рост продаж на единицу площади перекрывает все потери. Кроме того, пока что в российской рознице три четверти потерь приходится на кражи со стороны работников магазина. Проблема воровства со стороны покупателей в полной мере встанет только через несколько лет.
В последнее время усиливается тенденция вытеснения традиционной розницы, то есть магазинов прилавочного типа, современными форматами. По оценкам экспертов, при открытии одного сетевого магазина самообслуживания, например «Дикси» или «Пятерочки», в радиусе 10 минут ходьбы от него закрывается от одного до пяти продовольственных магазинов. К явным преимуществам современных сетевых магазинов перед традиционными «одиночками» можно отнести более широкий ассортимент, возможность закупок больших объемов товаров и продуманная ценовая политика. Все это дает большие возможности ценового маневра: позволяет устанавливать низкие цены на продукты, без которых не обойтись в хозяйстве, например мясную и молочную продукцию, хлеб, овощи, – и высокие наценки на продукты импульсного спроса, которые не относятся к продуктам первой необходимости: сухие завтраки, полуфабрикаты, алкоголь.
По численности в Петербурге и пригородах доминируют форматы малой торговой площади. Так, на магазины с площадью торгового зала до 100 кв. метров приходится более двух третей торговых точек (рис. 2). Крупные магазины с площадью 400 кв. метров и более составляют 8% от общего количества всех предприятий розничной торговли.
Особый дефицит крупных магазинов наблюдается в центральных районах города – Центральном, Петроградском и Адмиралтейском, где на них приходится 1–2% всех торговых точек (рис. 3). В Калининском, Выборгском и Красносельском районах доля крупных магазинов составляет 15–20%.
Концентрация торговых точек разнится от района к району довольно сильно. Более четверти предприятий розничной торговли приходится на 2 из 13 районов города – Выборгский и Приморский (рис. 4). Меньше всего торговых точек в Петроградском, Калининском и Василеостровском районах – от 3 до 5% общего числа магазинов.
Если же учитывать численность населения в районе, то картина выглядит несколько иначе. В среднем по городу на тысячу жителей приходится 1,12 торговых точек (рис. 5). Если принять этот коэффициент за 100%, то наибольший дефицит торговых точек наблюдается в Петроградском районе (–66%), а наиболее высокая их концентрация – в Выборгском (+149%).
Наиболее часто в магазинах Петербурга и пригородов встречаются такие продуктовые категории, как кондитерские изделия, включая шоколад, и напитки – алкогольные, безалкогольные, кофе, чай. Далее следуют базовые категории продуктов, которые «заставляют» потребителя посетить магазин и от которых он не может отказаться. Это молочные продукты, бакалея и овощи – они есть в ассортименте 87–90% магазинов. В последнее время особую популярность и распространение получили продукты быстрого приготовления, например лапша и супы. Эту продукцию легко хранить, она достаточно прибыльна для магазина и, главное, отвечает современной тенденции к упрощению процесса приготовления пищи. Наименьшие доли приходятся на такие товарные категории, как детское питание и свежая рыба, – они встречаются в ассортименте соответственно 23 и 9% магазинов.
С каждым годом уменьшается количество специализированных магазинов, где 75–80% ассортимента приходится на 1–2 продуктовые группы. В Петербурге и его пригородах сейчас уже практически не встретить специализированные молочные магазины – исключение составляют ларьки, с трудом можно отыскать мясные магазины и булочные – соответственно 25 и 14 торговых точек на весь город. Однако есть и исключения: в силу особого места в жизни россиян и своей высокой рентабельности алкоголь всегда будет занимать «достойное место» – в городе около 80 специализированных алкогольных магазинов. Возникают и довольно успешно развиваются относительно новые специализированные магазины: современные кондитерские с широким выбором хлеба, сдобы, пирожных и сладостей, дорогие чайные и кофейные магазины
* В исследование были включены 20 категорий и 80 подкатегорий продовольственных товаров.
** Не менее 75% ассортимента приходится на 1–2 категории.