15.03.2007

Алексей Рахманов, директор по стратегии ОАО "Северсталь-авто": "Пока поддержки продаж гибридов в России нет"

– Автосалон в Женеве запомнился большим количеством представленных на нем автомобилей-гибридов. С чем это связано?
– Такие автомобили станут привычными для нас в ближайшие 10-15 лет. Недавно McKinsey подготовила большое исследование на эту тему, и согласно ее прогнозу, к 2020 году порядка 15% средних коммерческих грузовиков будут работать на гибридном двигателе, еще 5-10% – на двигателе, работающем на сжатом природном газе. Напомню, что сейчас 98% средних грузовиков укомплектованы дизельным двигателем. По легким грузовикам будет схожая ситуация: доля дизельных моторов сократится с нынешних почти 100% до 40-50%, ее займут дизельный гибрид (15%), бензиновый (15%), остальное – сжатый газ. По легковым автомобилям ситуация изменится не так заметно. Сейчас в мире доминируют легковые машины с бензиновым мотором. К 2020 году их доля, по прогнозу McKinsey, останется на уровне 70%. На долю гибридных моторов придется 10-15%, доля дизельных моторов составит 16-17%. Еще не более 5% придется на сжатый газ.

– Каковы причины этих изменений?

– Их две. Первая – госрегулирование. Речь идет не только об ужесточении норм выброса вредных веществ в атмосферу (экологические стандарты евро.– Ъ), но и борьбе с истощением природных ресурсов. В Китае, например, с 2005 года действуют требования, согласно которым расход топлива автомобиля не может превышать определенных значений. Если машина не соответствует им, она не будет сертифицирована. Вторая причина – возрастающий спрос на более экономичные автомобили. Что делает гибридный двигатель экономичным? Бензиновый мотор, который является приводом к электрической машине, работает на более стабильных оборотах. Это экономит топливо, ведь значительная его доля сгорает, когда мы резко раскручиваем двигатель до высоких оборотов, попросту говоря, газуем. Экономичность в гибридных двигателях также достигается за счет рекуперации и сохранения энергии. Она накапливается в батареях и конденсаторах, которые потом отдают ее в нужное время.

– Сколько стоит гибридный мотор и насколько сильно он повышает цену на автомобиль?

– Сейчас такие моторы довольно дорогие. Если на конец 2005 года в мире средняя стоимость бензинового двигателя мощностью 80 кВт (110 л. с.– Ъ) составляла €2,8 тыс., то бензиновый гибрид стоил вдвое дороже – от €7 тыс. Традиционный дизельный двигатель стоил от €3,6 тыс., дизельный гибрид – €7,8 тыс. Цена водородных двигателей составляла €12 тыс., двигателей на топливных элементах зашкаливала за €30 тыс. Сегодня Toyota продает модель Prius с гибридным приводом за $20 тыс., тогда как автомобиль такого же класса (класс С.– Ъ) в США стоит $12-13 тыс. Ожидается, что цены будут снижаться на 30-40%, и к 2020 году гибрид будет стоить в среднем €4,5-5 тыс. Конечно, это все равно дороже нынешних дизелей. Но гибридные автомобили, как я уже сказал, будут экономичнее.

– Каковы перспективы продаж и производства гибридных автомобилей в России?

– Я думаю, Россия отстанет от происходящего в Европе не более чем на три года. Пока на нашем рынке продается только один гибридный автомобиль – паркетный внедорожник Lexus RX400H. Toyota планирует вывести на российский рынок еще одну модель, предположительно, представительского класса. Но продажи гибридов в России не получат серьезного развития до тех пор, пока государство не начнет их как-то стимулировать. Пока поддержки нет, что неудивительно: мы являемся топливной страной, и нефти у нас много. Перспективы производства в России гибридных автомобилей более чем реальны. Это не ура-патриотические заявления. Гибридные двигатели (а если быть точным, электромеханические приводы) появились еще в СССР в 70-х – тогда ими начали комплектовать карьерные самосвалы "БелАЗ". Если упрощать, то для того, чтобы построить гибридный автомобиль, нужно три вещи: двигатель внутреннего сгорания, электрическая машина с элементами хранения электроэнергии и электронная система управления. Первые две составляющие у нас есть. Современных систем управления пока нет, но есть специалисты, которые давно занимаются этой темой. Поэтому работы по созданию различных вариаций гибридных двигателей идут, и ведем их не только мы, но, насколько я знаю, и АвтоВАЗ.

Интервью взял ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ



КоммерсантЪ