Алексей Рахманов, директор по стратегии ОАО "Северсталь-авто": "Пока поддержки продаж гибридов в России нет" Автосалон в Женеве запомнился большим количеством представленных на нем автомобилей-гибридов. С чем это связано? Такие автомобили станут привычными для нас в ближайшие 10-15 лет. Недавно McKinsey подготовила большое исследование на эту тему, и согласно ее прогнозу, к 2020 году порядка 15% средних коммерческих грузовиков будут работать на гибридном двигателе, еще 5-10% на двигателе, работающем на сжатом природном газе. Напомню, что сейчас 98% средних грузовиков укомплектованы дизельным двигателем. По легким грузовикам будет схожая ситуация: доля дизельных моторов сократится с нынешних почти 100% до 40-50%, ее займут дизельный гибрид (15%), бензиновый (15%), остальное сжатый газ. По легковым автомобилям ситуация изменится не так заметно. Сейчас в мире доминируют легковые машины с бензиновым мотором. К 2020 году их доля, по прогнозу McKinsey, останется на уровне 70%. На долю гибридных моторов придется 10-15%, доля дизельных моторов составит 16-17%. Еще не более 5% придется на сжатый газ. Каковы причины этих изменений? Их две. Первая госрегулирование. Речь идет не только об ужесточении норм выброса вредных веществ в атмосферу (экологические стандарты евро. Ъ), но и борьбе с истощением природных ресурсов. В Китае, например, с 2005 года действуют требования, согласно которым расход топлива автомобиля не может превышать определенных значений. Если машина не соответствует им, она не будет сертифицирована. Вторая причина возрастающий спрос на более экономичные автомобили. Что делает гибридный двигатель экономичным? Бензиновый мотор, который является приводом к электрической машине, работает на более стабильных оборотах. Это экономит топливо, ведь значительная его доля сгорает, когда мы резко раскручиваем двигатель до высоких оборотов, попросту говоря, газуем. Экономичность в гибридных двигателях также достигается за счет рекуперации и сохранения энергии. Она накапливается в батареях и конденсаторах, которые потом отдают ее в нужное время. Сколько стоит гибридный мотор и насколько сильно он повышает цену на автомобиль? Сейчас такие моторы довольно дорогие. Если на конец 2005 года в мире средняя стоимость бензинового двигателя мощностью 80 кВт (110 л. с. Ъ) составляла €2,8 тыс., то бензиновый гибрид стоил вдвое дороже от €7 тыс. Традиционный дизельный двигатель стоил от €3,6 тыс., дизельный гибрид €7,8 тыс. Цена водородных двигателей составляла €12 тыс., двигателей на топливных элементах зашкаливала за €30 тыс. Сегодня Toyota продает модель Prius с гибридным приводом за $20 тыс., тогда как автомобиль такого же класса (класс С. Ъ) в США стоит $12-13 тыс. Ожидается, что цены будут снижаться на 30-40%, и к 2020 году гибрид будет стоить в среднем €4,5-5 тыс. Конечно, это все равно дороже нынешних дизелей. Но гибридные автомобили, как я уже сказал, будут экономичнее. Каковы перспективы продаж и производства гибридных автомобилей в России? Я думаю, Россия отстанет от происходящего в Европе не более чем на три года. Пока на нашем рынке продается только один гибридный автомобиль паркетный внедорожник Lexus RX400H. Toyota планирует вывести на российский рынок еще одну модель, предположительно, представительского класса. Но продажи гибридов в России не получат серьезного развития до тех пор, пока государство не начнет их как-то стимулировать. Пока поддержки нет, что неудивительно: мы являемся топливной страной, и нефти у нас много. Перспективы производства в России гибридных автомобилей более чем реальны. Это не ура-патриотические заявления. Гибридные двигатели (а если быть точным, электромеханические приводы) появились еще в СССР в 70-х тогда ими начали комплектовать карьерные самосвалы "БелАЗ". Если упрощать, то для того, чтобы построить гибридный автомобиль, нужно три вещи: двигатель внутреннего сгорания, электрическая машина с элементами хранения электроэнергии и электронная система управления. Первые две составляющие у нас есть. Современных систем управления пока нет, но есть специалисты, которые давно занимаются этой темой. Поэтому работы по созданию различных вариаций гибридных двигателей идут, и ведем их не только мы, но, насколько я знаю, и АвтоВАЗ. КоммерсантЪ |