Как магазины зарабатывают на дополнительных услугахДоля побочных сервисов в структуре доходов магазинов, как правило, невелика. Но это хорошая возможность привлечь потребителя, избалованного вниманием и скидками.2. Мобильная добавка. А вот сеть «Аптеки 36,6», которая с 2003 года проводят через свои кассы мобильные платежи, сочла эксперимент удачным. Сегодня пополнить баланс можно в 62 из 135 московских аптек компании, где есть доступ в интернет. А через три года планируется предоставлять услугу уже во всех точках. Сверхприбылей фармритейлер не ожидает. Тем не менее отчисления сотовых операторов за посредничество составляют примерно 0,5% оборота тех аптек, в которых предоставляется услуга. Кроме того, она удачно вписывается в стратегию сети – превратить аптеки в магазины «шаговой доступности», где можно купить все, кроме продуктов. 3. Надомный шопинг. Неудача «Службы 77» показала, что российский рынок не готов к полноценному бизнесу по доставке потребительских товаров на дом. Но как дополнение к традиционной торговле эта услуга вполне жизнеспособна. Пять лет назад сеть супермаркетов «Седьмой континент» предложила ее своим клиентам. Последние могли как формировать единовременные заказы, так и подписаться на периодическую доставку определенного набора продуктов. В 2006 году доля службы доставки в общей выручке сети составила немногим более 1%. Это не так уж мало – $12 млн. 4. Сам себе ремонтер. Обычно за гарантийное обслуживание отвечают авторизованные сервис-центры. В конце 2006 года сеть «М.Видео» решила создать свой сервис-центр «Что бы ни случилось». Вместе с техникой ритейлер предложил клиентам приобретать сертификаты, которые включают услуги по установке и ремонту продукции. Стоимость сертификатов зависит от срока действия (на два или три года), цены товара и составляет от 0,5 тыс. до 10 тыс. руб. Перспективы этого начинания неочевидны. Сотовый ритейлер Dixis, который также подрабатывал на ремонте, недавно вывел его в отдельный бизнес: жалобы на качество гарантийного обслуживания наносили ущерб имиджу сети. 5. Кофе за книжкой. Продажи книг растут на 2–3% в год. Чтобы привлечь покупателей, петербургская книготорговая сеть «Буквоед» в 2005 году запустила проект «Культурная среда», открыв на базе своего крупнейшего магазина центр досуга с кафе, небольшой сценой для выступлений и кинозалом. Оценить коммерческую отдачу проекта, который обошелся в $500 тыс., в компании затрудняются. Но за год узнаваемость «Буквоеда» в Санкт-Петербурге достигла 40%, а оборот сети вырос на 45% – до $18,5 млн. Секрет фирмы |
|