30.03.2007

За проезд по хорошим дорогам придется платить



В четверг правительство одобрило законопроект о платных автомобильных дорогах. По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, который был докладчиком на заседании правительства, «цель законопроекта – развитие сети автомобильных дорог, улучшение условий и безопасности дорожного движения, привлечение инвестиций в дорожное хозяйство», – сообщает «Взгляд».

Осенью 2004 года на рассмотрение правительства РФ была внесена первая версия законопроекта «О платных автомобильных дорогах». Тогда документ был отправлен на доработку, а в марте прошлого года вернулась на рассмотрение, но снова оказалась неудачной. По словам руководителя отдела инвестиций компании «2К» Германа Остера, законопроект готовился для освоения инвестиций: «согласно расчетам Минтранса, расходы на строительство платных автодорог власти должны поделить с частными инвесторами. При этом желательно, чтобы доля частных вложений была как можно больше», – говорит Герман Остер.

На последнем рассмотрении первый вице-премьер Дмитрий Медведев и глава МЧС России Сергей Шойгу выразили недовольство законопроектом господина Левитина. По словам главы МЧС, в документе, предложенном Минтрансом, не учитываются вопросы дежурства пожарно-спасательных служб и необходимость обустройства платных трасс специальными техническими средствами оповещения участников дорожного движения. Однако Игорь Левин уверил, что все это предусматривается в общем законопроекте об автомобильных дорогах, который сейчас дорабатывается. «Желательно сначала общий закон принимать, а затем специальный, о чем высказались ряд ведомств», – подчеркнул министру вице-премьер Медведев. И предупредил, что при утверждении законопроекта о платных дорогах могут возникнуть трудности из-за того, что в нем используется конструкция имущественного комплекса.

При рассмотрении закона оговаривалось, что платным магистралям нужна альтернатива – бесплатные трассы, которые будут обеспечивать конституционное право на свободу передвижения. Кроме того, планируется, что дороги могут быть только в государственной собственности.

По информации Минтранса, разрабатывая законопроект, велась также подготовительная работа с инвесторами, которые выражали свою заинтересованность в этом вопросе. Французы, немцы и китайцы проявляли заинтересованность, но окончательные договоренности достигнуты не были. В Минтрансе объяснили это тем, что в нормативной базе сегодня существует пробел: права инвесторов в России законодательно не гарантированы, а срок окупаемости проекта от 10 до 25 лет. По мнению чиновников, именно закон о платных дорогах помог бы разрешить эту ситуацию.

«Появление закона, который гарантирует частным инвесторам возврат вложений, несомненно, улучшит автодорожный инвестиционный климат в России. Но ожидать резкого притока инвестиций вряд ли стоит, поскольку сроки окупаемости проектов строительства платных дорог весьма серьезные», – считает Герман Остер. А по мнению председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартина Шаккума, «у инвестора должна быть возможность действовать от имени России при заключении сделок по выкупу земельных участков, установления предельного размера арендной платы за земельные участки платных автодорог». Плюсы законопроекта о платных дорогах, по мнению депутата, очевидны. Мартин Шаккум надеется, что «принятие закона позволит без дополнительных затрат со стороны бюджета расширить сеть автомобильных дорог, а также получить дополнительный источник доходов бюджетов всех уровней», – пишет издание «Взгляд».