11.04.2007

ФГУП "Российская телерадиовещательная сеть" не допустит "Систему масс-медиа" к своему оборудованию

\ смм Холдинг "Система масс-медиа" (СММ) не смог договориться с ФГУП "Российская телерадиовещательная сеть" (РТРС) о создании сети мобильного телевещания DVB-Н с помощью инфраструктуры телебашен ФГУП. По словам гендиректора РТРС Геннадия Скляра, "речь может идти только о совместном бизнесе, одной из форм сотрудничества может быть создание СП. Нас не устраивает ситуация, когда кто-то будет извлекать прибыль из новой технологии, а мы при этом просто будем обслуживать его передатчики", - сообщает "Коммерсант".
Структуры СММ, располагающие разрешениями Россвязьнадзора на опытную эксплуатацию DVB-H-передатчиков, обращались во ФГУП в феврале с просьбой установить их передатчики на телевышки в 18 городах России. Геннадий Скляр объяснил, что РТРС ответила отказом и сделала ответное предложение о создании СП с СММ, однако ответа от них до сих пор не последовало.
Президент "Системы масс-медиа" Александр Гончарук не считает выгодной идею о создании СП. "СП с РТРС мы создавать не будем, это бессмысленно. Зачем нам предприятие, вкладом в капитал которого партнера будет только доступ к антенне,- говорит господин Гончарук.- Мы готовы использовать альтернативную РТРС инфраструктуру". О какой инфраструктуре идет речь, глава "Системы" не уточнил.

В конце прошлого года АФК "Система" приобрела в 16 городах России компании, получившие в 2002-2006 годах разрешения на тестово-коммерческую эксплуатацию цифрового телевидения аналогичного DVB-H стандарта DVB-T. Корпорация собирается создать DVB-H-сети в крупнейших городах России, в числе которых Москва и Петербург. Мобильное телевещание планируется запустить к лету будущего года.

Игроком на рынке мобильного телевидения рассчитывает стать и РТРС. В начале этого года ФГУП инициировало создание в Обнинске на базе завода "Сигнал" СП с итальянской компанией Digital Multimedia Technologies, которое будет производить DVB-H-передатчики. В РТРС отметили, что часть продукции СП будет закупать ФГУП. А вчера Геннадий Скляр прямо заявил, что, не найдя партнера по реализации DVB-H-проектов, ФГУП может самостоятельно строить мобильную телевещательную сеть, - подчеркивает "Коммерсант". ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" создано указом президента РФ в 2001 году. Естественная монополия в распространении государственных теле- и радиопрограмм на территории России. Ее основной актив - 10,5 тысяч антенно-мачтовых сооружений по всей России, в числе которых Останкинская телебашня в Москве. Выручка РТРС в 2006 году составила чуть более 8 миллиардов рублей.

В "Системе" не исключают, что для развертывания DVB-H-сети могут быть использованы антенны и мачты связи сотовых компаний МТС и "Скайлинк". По мнению экспертов, это вполне реализуемо. Сейчас цифровой передатчик мощностью 1 кВт (такого достаточно для покрытия, к примеру, Петербурга) стоит примерно 100 тысяч долларов, обслуживание его по тарифам РТРС составит 0,5-1 миллионов рублей в год. Расходы на развертывание и эксплуатацию пяти-шести менее мощных "сотовых" передатчиков, покрывающих такую же территорию, по оценкам экс-главы телепроектов "Телемедиум" и "Триколор-ТВ" Дмитрия Волобуева, будут примерно такими же. "На мачтах сотовой связи DVB-H-антенны операторы размещают, к примеру, в Финляндии. Там ставятся менее мощные, чем на телебашнях, передатчики,- рассказывает господин Волобуев.- При этом большое количество небольших передатчиков обеспечивает лучшее качество покрытия".

Из-за того, что и "Система", и РТРС претендуют на право называться ведущим игроком на рынке мобильного ТВ, для экспертов было предсказуемым столкновение интересов этих компаний.

DVB-H (Digital Video Broadcast-Handheld) - стандарт цифрового телевещания, позволяющий принимать на телефон, оснащенный ТВ-тюнером, сигнал, транслируемый с передатчиков, установленных на телебашнях. В настоящее время услуги DVB-H испытывают в таких странах, как Япония, США, Германия, Франция, Великобритания и большинстве скандинавских. По оценкам аналитической компании Juniper Research, доходы провайдеров такого телевидения к 2010 году достигнут 11,7 миллиардов долларов, а число абонентов - 65 миллионов, напоминает "Коммерсант".