В Крыму новые правила для наружной рекламыВ крымской столице меняются правила размещения наружной рекламы. Отныне центр города закрыт для наиболее популярных крупных форматов, а операторов, желающих оставить за собой самые лакомые места, заставят потратиться на более угодные чиновникам конструкции. Помимо облагораживания городской среды, этот шаг позволит властям более плотно контролировать рекламистов, многие из которых не спешат пополнять местный бюджет.Чиновников испугали масштабы В начале апреля принят новый порядок размещения наружной рекламы в Симферополе, главным пунктом которого является запрет на размещение крупного формата в центре города. По задумке властей, тут должны остаться только небольшие носители — ситилайты, лайт-боксы и рекламные тумбы, которые не портят внешний вид улиц. В спальных районах позволят устанавливать более масштабные конструкции — управление архитектуры местной мэрии предложило апробировать на жилмассивах щиты размером 3 на 2 м, пока не использующиеся в Украине. Традиционные биллборды оставят лишь на выезде из крымской столицы и вдоль близлежащих магистральных дорог. По информации пресс-службы Симферопольского горисполкома, замена носителей будет проводиться постепенно. По мере истечения сроков договоров с муниципалитетом операторам предложат демонтировать щиты 6х3 м и установить на их месте конструкции поменьше. Если агентство откажется это сделать, договор не продлят, а освободившееся место отдадут более сговорчивым компаниям. Стоит отметить, что данная попытка навести порядок в индустрии наружной рекламы в городе далеко не первая. В течение последних двух лет чиновники предлагали как минимум три новых рекламных концепции, но под давлением операторов откладывали окончательное принятие решения, а обещанные революционные изменения в отрасли закончились банальным мораторием на установку новых конструкций, который действует и сейчас. Настойчивость местных властей, стремящихся во что бы то ни стало взять под контроль местную наружку, объясняется не столько заботой о внешнем виде города — его нельзя назвать перегруженным носителями, сколько финансовыми мотивами. По данным UMM, на сегодняшний день в столице АРК насчитывается порядка 2 тыс. наружных носителей, из которых почти 50% — щиты 6х3 м, еще 20% — ситилайты и 8% — нестандартные конструкции (уличная мебель). Примерно половина их расположены в центре Симферополя. Эти показатели традиционны для крупных городов страны. «Симферополь можно назвать середнячком как по количеству, так и по концентрации носителей. Но он явно не перенасыщен рекламой», — полагает глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко. В то же время местные власти не раз заявляли, что недовольны поступлениями от наружки в городской бюджет. В прошлом году они сумели собрать лишь 1,3 млн грн. Последующий подсчет установленных в Симферополе щитов показал, что денег должно было быть в десять раз больше, то есть налицо массовые несанкционированные установки. Попытки бороться с нарушителями «выборочно» оказались неэффективными, поскольку требуют слишком большого штата специалистов. К тому же, как известно, в украинском законодательстве не урегулирован вопрос демонтажей, что не позволяет оперативно изгонять нелегалов. Новые правила предусматривают демонтаж щитов за счет оператора. Если агентство покажется чиновникам «подозрительным», от него можно будет практически безболезненно избавиться. Рекламисты ищут подвох Пока аналитики не склонны бить тревогу. Артем Биденко считает, что сама идея вынести крупные носители за пределы центра вполне оправдана — по такой схеме работают большинство европейских городов. «Но нельзя заставлять предпринимателей в приказном порядке уже завтра заменить все биллборды на ситилайты. Тем более что это достаточно затратный процесс. Ведь нужно перенести куда-то уже имеющуюся конструкцию, купить другую ($800–1200). К тому же продать тот же ситилайт по цене биллборда рекламодателям явно не удастся, то есть у операторов еще и снизится прибыль. Чтобы возместить хоть часть этих потерь, городу стоило бы разработать систему бонусов и льгот для компаний, которые готовы сотрудничать с властями», — говорит он. Директор по работе с клиентами компании UMM Андрей Руденко уверен, что во избежание возможного конфликта местным властям не стоит торопить события и лучше проработать схему замены конструкций еще раз с участием представителей рекламных агентств и профильных ассоциаций. Саму же идею выноса крупного формата из центра он оценивает позитивно. Операторы настроены менее оптимистично. Представитель компании «ВВВ плюс» Артем Дылык опасается больших убытков, которые им грозят. «Ситуацию усложняет специфика продления разрешительной документации в городе. Вместо оговоренных в правилах пяти лет, мы переоформляем договоры ежегодно, и биллборды, на которые потрачены немалые деньги, за столь короткий период попросту не окупятся», — считает он. Директор компании «Октагон» Вадим Фрунзе называет несколько нюансов, которые могут обернуться для агентств немалыми проблемами. «Во-первых, предложенные городом конструкции 3 на 2 метра не раскручены, следовательно, будут крайне плохо продаваться. Во-вторых, по нашим данным, замена форматов далеко не последнее ноу-хау чиновников. Они якобы планируют еще устанавливать носители через уполномоченную структуру, которая будет создана при горисполкоме. Если это произойдет, можно будет говорить о монополизации рынка», — отмечает он. В симферопольской мэрии информацию о возможном участии чиновников в установке конструкций не комментируют. Людмила Ксенз, «Деловая столица» Outdoor.Ru |