19.04.2007
Russian Food&Drinks

Все в шоколаде. Обзор рынка плиточного шоколада г. Омска

Исследования маркетингового агентства «Делфи»

  Шоколад по праву занимает ведущие позиции на российском рынке сладостей, ведь его любят практически все жители нашей страны – не зависимо от возраста, образования и уровня дохода. При этом благодаря широкому ассортименту предлагаемой сегодня продукции каждый покупатель может найти лакомство по вкусу.
  В то же время, по оценке экспертов, уровень потребления шоколада в России несколько ниже, чем в развитых европейских странах.
  В октябре 2006 года маркетинговым агентством «Делфи» (г. Омск) в рамках проекта «Омнибус» методом телефонного опроса было проведено исследование потребительских предпочтений омичей на рынке плиточного шоколада. В опросе принимали участие 300 горожан в возрасте от 18 до 60 лет. Выборка репрезентативна половозрастной структуре населения г. Омска.
  Результаты исследования показали, что покупателями плиточного шоколада являются более 90% омичей. При этом не реже 1 раза в неделю его приобретают более половины респондентов, 17,2% покупают шоколад 2-3 раза в месяц, еще столько же – примерно 1 раз в месяц, 12,3% – реже 1 раза в месяц (рис. 1).

1

  Заметим, что чаще шоколад покупают женщины и люди среднего возраста. Также отметим, что низкодоходные группы населения балуют себя этим лакомством гораздо реже.
  Среди мест покупки плиточного шоколада преобладают супермаркеты, где этот продукт предпочитают покупать 39,5% респондентов, 27,6% омичей чаще всего приобретают шоколад в обычных продуктовых магазинах (рис. 2).

2

  Основным фактором выбора плиточного шоколада является его марка и/или наименование производителя – именно так ответили 60% омичей, для 41,4% значение имеет вид шоколада (черный, молочный, белый), 23,4% обращают внимание на начинку/наполнитель, 12,6% – на стоимость (рис. 3). Таким образом, можно отметить, что цена, некогда игравшая первоочередную роль, к настоящему времени покинула тройку лидирующих факторов выбора.

3

  Далее остановимся более подробно на основных критериях, определяющих выбор покупателя.
  Ни для кого не секрет, что рынок шоколадных изделий отличается достаточно большим разнообразием марок и производителей, причем как российского, так и иностранного происхождения. Одной из задач исследования было определить уровень популярности марок, представленных на омском рынке плиточного шоколада.
  Для определения известности марок использовались два показателя: рейтинг top-of-mind (первая названная марка) и уровень спонтанной известности (все марки, названные респондентами самостоятельно, включая первую).
  Лидером в рейтинге top-of-mind стала марка Alpen Gold международной компании Kraft Foods – первой ее вспомнили 27,6% респондентов, а всего самостоятельно назвали более половины покупателей плиточного шоколада. На втором месте оказался бренд «Бабаевский» одноименного московского кондитерского концерна – ее первой вспомнили 19,9%, а всего назвали 34,5% опрошенных, на третьем месте – марка «Воздушный» (Kraft Foods/«Покров», Владимирская область), спонтанная известность которой составила 17,2%, а первой ее вспомнили 7,3% респондентов.
  Достаточно сильное влияние на уровень спонтанной известности марок оказывает показатель «последней покупки»: в большинстве случаев первой респонденты называют именно ту марку, продукт которой они приобрели в последний раз. Это подтверждают и данные исследования омского рынка шоколада. Лидерами покупок являются те же марки, что и в рейтинге top-of-mind, то есть Alpen Gold, «Бабаевский», «Воздушный» (табл. 1).

4

  По оценкам экспертов, наибольшей популярностью у россиян пользуется классический плотный черный шоколад. Предпочтения омичей в этом отношении также достаточно традиционны: около 70% респондентов приобретают плотный шоколад, в то время как пористый покупают только 24%.   Что касается предпочтений потребителей по видам шоколада, то каждый второй омич обычно приобретает черный шоколад, 34,5% – молочный и только 7,3% – белый.
  Интересно, что покупатели черного шоколада в большинстве случаев приобретают плотный шоколад, а покупатели белого шоколада – пористый.
  Необходимо отметить, что черный шоколад предпочитают люди среднего возраста и старшее поколение, в то время как молодежь выбирает молочный и белый шоколад. При этом черный шоколад примерно в равной степени приобретают как мужчины, так и женщины, а белый и молочный – в основном представительницы прекрасного пола.
  В ходе опроса также выяснилось, что 32,2% предпочитают покупать плиточный шоколад без начинки. Однако в настоящее время производители предлагают большой выбор шоколада с наполнителями, среди которых у омичей самым популярным является фундук – с такой начинкой шоколад покупают почти 30% респондентов, чуть более 25% отдают предпочтение продукции с орехами и изюмом, 14% – с арахисом, 11% – с изюмом, 10,7% – с миндалем (рис. 4).

4

  Для большинства омичей – 70% – плиточный шоколад является продуктом для домашнего потребления, каждый четвертый предпочитает есть его на работе/учебе (рис. 5).

5

  Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что ситуация на омском рынке плиточного шоколада в целом схожа с общероссийской. Предпочтения горожан пока достаточно традиционны, но в то же время стоит отметить популярность молочного и белого шоколада. В то же время «шоколадные» предпочтения несколько различаются у мужчин и женщин, у молодежи, людей среднего возраста и старшего поколения. Возможно это стоит учитывать производителям и дистрибьюторам при разработке и проведении рекламных компаний, промо-акций.

Наталья Ступина

FOODMARKET